Логотип Peopletalk

Страх прилипчивее чумы: колумнист PEOPLETALK Ника Набокова о том, почему сбываются опасения

Главное изображение статьи
Реклама

Каждый месяц колумнист PEOPLETALK – писатель, автор восьми бестселлеров в жанре популярной психологии, создатель приложения Mindspa (входит в топ-5 приложений для заботы о ментальном здоровье) Ника Набокова – разбирает темы, касающиеся любого из нас. 

Все мы нуждаемся в поддержке, особенно сейчас. Здесь ты найдешь ответы на вопросы о себе, а также о любви, жизни, людях, отношениях, страхах, смелости, трудностях и счастье.

Ника Набокова, колумнист PEOPLETALK, писатель и управляющая психологической службой

Начнем с, пожалуй, самого важного: страхи – это нормально. Я часто вижу, как люди задают вопросы «как избавиться от страха?», «как перестать бояться?», «как стать тем, кто ничего не страшится?» и прочее. Эти формулировки указывают на то, как искаженно, поверхностно мы понимаем суть страха.

Давай представим, что ты ничего не боишься. Вот нашлась кнопка, выключающая страх. Ты смело шагаешь на проезжую часть, не оглядываясь по сторонам, садишься в любую машину, даже если в ней развеселая компания явно криминального вида, бодро вступаешь в перепалку с неадекватным человеком в баре, отдаешь данные своей карты новому знакомому и так далее. Как долго ты протянешь? Правильно, твоя история закончится очень и очень быстро.

Страх – это наш механизм самосохранения. Он включается при столкновении с опасностью или гипотетической опасностью. Благодаря страху мы регулируем свое поведение, анализируем ситуации, сначала думаем, а потом делаем.

Скорее, должно настораживать отсутствие страха, чем его наличие.

Конечно, есть «но».

Существует такое понятие, как «невротичный страх» (иногда его называют невротическим, и то и то верно).


Невротичный страх

Такой страх ограничивает жизнь, снижает ее качество, навязчив и включается даже тогда, когда никакой реальной опасности нет или же она есть, но уровень боязни непропорционально огромен (например, иду сдавать кровь из пальца, а страх, будто мне предстоит полостная операция, да еще и с пьяным хирургом).

Чаще всего невротичные страхи связаны с социальным взаимодействием. К ним можно отнести страх провала, одиночества, измены, страх публичных выступлений, страх расставания, отвержения, отношений и прочее.

И в целом это окей – волноваться перед выходом с презентацией или важным совещанием, переживать о том, что в твоих отношениях что-то идет не так и чем это может обернуться. Не окей, когда страх превращается в неуправляемое состояние и начинает негативно влиять на твое поведение.


Тут-то мы и подошли к ответу на вопрос из заголовка

Есть такое замечательное выражение «куда смотришь – туда придешь». Если ты идешь и смотришь только под ноги, чтобы не упасть, рано или поздно ты обязательно ударишься о стену и, скорее всего, рухнешь, ну или набьешь шишку.

У нашей психики есть одно интересное свойство: для нее важно, чтобы внешняя картинка соответствовала внутренней. Поэтому, например, люди, которые верят в Бога, везде видят важные знаки, указывающие на его существование. Люди, которые верят в НЛО, не врут, когда рассказывают о замеченных ими объектах, они правда с чем-то встречались и восприняли это что-то как подтверждение своей веры.

Наш мозг все подводит под наши убеждения. Отсюда, кстати, и возникает разная трактовка одних и тех же событий. Каждый видит их через собственные очки.

Причем тут страх?

Благодаря этому свойству нашей психики страх может становиться самосбывающимся пророчеством. Механизм такой: я очень сильно чего-то боюсь, фантазии об этом занимают мое сознание, и под их действием я начинаю вести себя определенным образом, в буквальном смысле создавая ситуации, соответствующие моей внутренней картинке мира.


Поясню на примере страха одиночества

Маша боится одиночества. Очень. У нее навязчивые мысли про «нужно кого-то найти», сомнения в себе «вдруг я все же никому не нужна», установки про «не вышла замуж – не состоялась как женщина» и много тревоги про «не могу справиться с этой жизнью сама».

Поэтому Маша буквально липнет к каждому потенциальному партнеру. Ее много, она душит, заполняет собой все пространство, но, конечно же, сама этого не замечает, а если и замечает, то ничего поделать не может.

Итого – ухажеры либо бегут прочь, либо Маша оказывается в отношениях с каким-нибудь инфантилом или, наоборот, порабощающим садистом и… все так же одинока (одиночество вдвоем – это тоже одиночество). Страх сбывается.

Может быть и наоборот, Маша так боится одиночества, что ее буквально сковывает, и она становится невидимкой. Сгорбленная, маленькая, где-то всегда в уголочке, слова выдавить не получается. Естественно, Машу никто не замечает, она одинока, ее страх воплощается в реальность.

Страх влияет на наше поведение. Всегда. Он и должен, это его здоровый механизм.

Просто в нормальном варианте это нашу жизнь сохраняет, а в искаженном, невротичном – портит.


Что делать?

Развивать осознанность

Зачем? Затем, что именно осознанность помогает нам отличать адекватное от невротичного, увидеть, где мы опираемся на факты, а где на домыслы, понять, где страх реален, а где работает наша, например, травма, и, конечно, выбрать стратегию в обращении со своей боязнью.

Такие дела.

Реклама
Рекомендуем