В день рождения Светланы Ходченковой: В кино существует настоящая дружба
Со Светой Ходченковой (34) мы познакомились пару лет назад после концерта нашего общего друга – музыканта Тимура Родригеза (37). Конечно, я, как и многие, после просмотра сериала «Краткий курс счастливой жизни» и фильмов «Благословите женщину» и «Росомаха» была заворожена ею, мне казалось, что Ходченкова немного с другой планеты, небожительница, что ли. Совершенно искренне улыбаясь, Светлана поддерживала разговор, и я поняла, что, несмотря на весь свой звездный шлейф, она невероятно простой и добрый человек, абсолютно «своя». Узнав Свету чуть ближе, я увидела, что это совершенно не наигранный образ, она и правда такая. В ней есть какая-то загадка, и мне кажется, что любой человек, который оказался рядом, хочет ее разгадать или хотя бы чуть-чуть прикоснуться, постоять рядом, чтобы зарядиться ее невероятной энергией. В жизни она еще красивее, чем на фото или экране, от нее действительно исходит свет – это тот человек, которому имя подходит идеально. Ты никогда не увидишь ее в плохом настроении и не услышишь от нее грубых слов, она настоящая женщина, с которой хочется брать пример.
Светлана достаточно закрытый человек и не очень любит рассказывать о личном, но, думаю, благодаря нашему интервью ты обязательно узнаешь ее немного лучше. Кстати, хочу отметить, что снимала и стилизовала Свету наш большой друг Оксана Он, и придумала она этот образ неспроста – в конце года ты увидишь нашу героиню в фильме Андрея Кравчука «Викинг». Нам было очень интересно, надеемся, что будет и тебе!
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Я никогда не мечтала быть актрисой, скорее, готовилась стать либо врачом, либо лингвистом. Мама считала, что эти профессии в отличие от актерской не столь эфемерны и точно прокормят меня, ведь актер конкретно ничего делать не умеет, я могу только имитировать любовь, истерику, слезы, жадность – в общем, все что угодно, но все равно это воздух.
Из тех, кто идет учиться в театральную школу, лишь немногие добиваются какого-то успеха. С моего курса в Театральном институте имени Бориса Щукина многие ушли и выбрали в результате другие профессии. Тем не менее нашим курсом я очень горжусь, многие играют в театре, кого-то вижу на телевидении. Например, с Женей Крегжде (33) мы были очень дружны и общаемся до сих пор, сейчас она играет на сцене Театре им. Вахтангова. В год, когда я поступила, как раз выпускался курс с Юрой Чурсиным (36), и мы к нему ходили на спектакли.
Образование актеру нужно обязательно. Это необходимый багаж, которым ты можешь пользоваться не всегда, но без него нельзя никак. Конечно, бывают самородки, но, встречаясь с ними на площадке, ты видишь, как им сложно повторять одно и то же из дубля в дубль, потому что сыграть хорошо недостаточно, должен быть навык. Нужно уметь работать над своими ошибками, более того, ты достаточно адекватно должен себя воспринимать, свою психофизику, все это должно быть для тебя понятно. Как только ты начнешь чувствовать себя и понимать, сразу увидишь, в каком направлении тебе необходимо развиваться, какие роли ты можешь играть. Люди, не имеющие актерского образования, не чувствуют этого, им кажется, что я – это я, и всё, раз меня утвердили на роль, больше ничего с собой делать не нужно. Мне кажется, что это неправильно.
В театральной школе тебе четыре года говорят, какой ты. Ты можешь с этим не соглашаться, но к концу четвертого курса начинаешь понимать это сам. На первом курсе тебе кажется, что ты звезда, народный заслуженный артист! Ко второму ты становишься просто достаточно известным персонажем, а на третьем-четвертом ты никто. Но это все нужно пройти, чтобы не сорвало крышу. Те, у кого не было этой школы, часто потом не могут справиться с собой и после первой же удачной роли теряют голову.
Я безумно благодарна своему художественному руководителю Михаилу Борисовичу Борисову (67) за то, что он мне помог подружиться с самой собой. Когда я пришла учиться, была очень закомплексованным ребенком, я не считала себя ни красивой, ни привлекательной. А он четыре года убеждал меня, что я красивая, и в конце концов я поверила ему.
Если говорить о принципах обучения, то голливудская актерская школа сильно отличается от российской. Когда мы снимали фильм «Воин», к нам приехала актриса Светлана Ефремова, она преподает в Голливуде. Если в российской школе принято фантазировать, придумывать себе персонажа, то Светлана предлагала идти от себя, описывать, в какой ситуации оказался герой, и заставить себя прочувствовать его здесь и сейчас.
О РАБОТЕ В РОССИИ И ГОЛЛИВУДЕ
К сожалению, читая сценарий, не всегда можно сразу понять, что из этого выйдет, многое зависит от монтажа, от того, как снимет оператор. Я соглашаюсь на роль, когда персонаж задевает что-то во мне или если просто хочется поработать с каким-нибудь очень хорошим режиссером. Кстати, я не отказалась бы поработать с Аней Меликян (40).
После «Росомахи» у меня была мысль работать в Голливуде, но для этого необходимо жить там. Ведь если ты живешь в Москве, то не сможешь всякий раз летать на срочные пробы. А бросить здесь всё и ждать там у моря погоды я не готова. Что если не будет ролей? Конечно, после «Росомахи» мне стали предлагать там роли в сериалах, но и в Москве сериалов достаточно, мне это было просто неинтересно. Я понимаю, что зрители меня любят, и не могу их бросить. Конечно, это можно считать каким-то капризом или замашками суперзвезды, но я думаю, что поступила правильно.
После съемок в «Благословите женщину», моей первой роли, все говорили, что я проснусь знаменитой. Но на самом деле все прошло очень тихо и спокойно, был даже период, около года, когда я не снималась, не было предложений. Я очень переживала из-за этого.
Когда меня узнают, чаще всего говорят, что я намного красивее в жизни, чем на экране. Это, конечно, безумно приятно. Еще говорят, что я более стройная. Это потому, что экран полнит, где-то плюс шесть килограммов.
Я не люблю смотреть себя в кино, даже во время съемок не смотрю в монитор. Это не потому, что я недовольна собой, просто боюсь увидеть не то, что мне нужно, на другом акцентировать внимание. Я привыкла доверять режиссеру, ведь, если я согласилась участвовать в его картине, это означает, что я ему доверяю, и нет смысла спорить. Фильмы с моим участием я впервые вижу только на премьере. И я довольна почти всеми своими ролями.
От роли в «Кратком курсе счастливой жизни» я сначала отказывалась. Дело в том, что для меня это была слишком откровенная история. На встрече с Валерией Гай Германикой (32) я так и сказала, а она ответила: «Не хочешь? Ну и правильно». Валерия не стала меня уговаривать, но потом вмешались продюсеры, и мы договорились, начали снимать, а потом я втянулась и осталась.
Мне хочется, чтобы все мои роли были разными, я хочу постоянно развиваться и не останавливаться на том, что есть. Когда стоишь на месте, становится скучно, а если скучно становится мне, то потом скучно будет и зрителям. Зачем тратить на это время? Я не соглашаюсь сниматься просто по дружбе, работаю в проекте, только если он мне нравится, и учусь говорить нет. Оказывается, это очень сложно.
Недавно я снялась в короткометражке у Кирилла Плетнёва (36). До этого я уже видела его в деле, но в качестве актера, и была поражена тем, какой он режиссер! Как он понимает тебя и чувствует! Он удивительный.
Фильм «Викинг» – это гениальное кино, я очень жду, когда он выйдет. На съемках мы подружились с Сашей Бортич (21), она большая умничка.
Вообще, в мире кино существует настоящая дружба. Я очень близка со Светой Устиновой (33), Аней Чиповской (28), Юлей Снигирь (320, Катей Вилковой (31). Мы всегда делимся друг с другом впечатлениями о режиссерах, операторах, художниках по гриму, хорошие ли они и каково с ними работать, даем советы друг другу. Но как сыграть ту или иную сцену, мы не обсуждаем.
О ЗВЕЗДНОЙ БОЛЕЗНИ
Я очень терпеливый человек, и у меня никогда не было звездной болезни. Наверное, меня правильно воспитали. Несмотря на то что мама всегда хвалила меня и говорила, какая я красивая, умная и хорошая, воспитывала она меня в строгости. Возможно, у меня могла бы вырасти «корона», если бы после премьеры «Благословите женщину» вдруг посыпались предложения о съемках. Но вместо этого наступило затишье, что очень сильно меня остудило.
Я закрытый человек, не люблю панибратства и неуважительного отношения к себе. Часто, например, в самолете в пять-семь утра ко мне могут подойти и попросить сфотографироваться. Если я вежливо отказываю, люди сразу воспринимают это как проявление звездной болезни.
Как ни странно, я стесняюсь приходить на премьеры и не люблю к себе лишнего внимания, мне сложно стоять там и улыбаться, фотографироваться. Я чувствую себя в такие моменты очень неловко, и мне хочется убежать. Просто я люблю спокойствие и тишину. Но это часть моей работы, и я стараюсь уделить внимание людям, чтобы они могли унести с собой приятные эмоции после премьеры.
О ГАРМОНИИ С СОБОЙ
Вообще, критику я стараюсь не читать. Раньше читала отзывы и комментарии, расстраивалась, а потом задала себе вопрос: кто эти люди? Одно дело кинокритики, но, когда пишут, что у тебя нос не такой, ты слишком худая или толстая, некрасивая, не с тем парнем встречается, – этого мне не понять. Думаю, такие вещи люди пишут не от хорошей жизни. Когда человек живет в гармонии с собой, ему не нужно никому ничего доказывать, у него и так все хорошо.
Сейчас я счастлива, как никогда. Я ничего не планирую и считаю, что всему свое время и всё в жизни происходит не просто так. Я поняла, что всё идет так, как должно, и это замечательно!
После картины «Благословите женщину» за мной закрепилось определенное амплуа, и я понимала, что нужно из него выбираться. Я просила режиссеров дать мне другие роли, уговаривала и настаивала на пробах, таких случаев было много. Я хотела показать, что могу играть всё, что у меня нет одного типажа. И я очень рада, что мне это удалось.
О БУДУЩЕМ
Мне очень хотелось бы сыграть с Олегом Меньшиковым (55), а из западных коллег – с Кейт Бланшетт (46), которую я очень люблю и уважаю, и Джулией Робертс (48).
Нужно развиваться в карьере. Многие актеры не любят пробовать что-то новое, их всё устраивает, а мне скучно однообразие. Я люблю выходить из зоны комфорта, даже когда очень страшно. Боюсь, но делаю, испытываю свои силы. У меня много страхов, но я стараюсь преодолевать их, встречаясь с ними лицом к лицу. Боюсь высоты – соглашаюсь на роль, где нужно сниматься на открытом балконе 10-го этажа, боюсь лететь – летаю много по работе.
Через 10 лет я буду жить в России, буду мамой, женой и успешной актрисой, очень успешной!
Фото и стиль: Оксана Он. Ассистент стилиста: Константин Кошкин. Прическа и макияж: L'Oreal Paris.