#СТИЛЬ ЖИЗНИ

Как высказывать свое мнение в социальных сетях, когда весь мир сходит с ума?

Сегодня, 10 декабря, отмечается Международный день прав человека. Именно в этот день в далеком 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека – важнейший документ, в котором были провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Промолчал? – Плохо. Высказался? – Еще хуже. В сегодняшних реалиях быть безучастным к событиям, которые обсуждают все, практически невозможно. И конечно, самые острые словесные баталии разворачиваются в социальных сетях (ведь тут так просто остаться анонимным и безнаказанным): одних осуждают за нежелание публично делиться своей позицией, вторых сталкивают мнениями, третьих критикуют за «неправильное поведение». Людей можно понять. В таких привычных комментариях они находят выход для собственного гнева, растерянности, тревоги, страха, к сожалению, забывая, что по ту сторону экрана находится такой же человек. Мы за то, чтобы не сеять панику и агрессию, а научиться уважать чужое мнение (которое может быть отличным от твоего) и чужие границы (даже виртуальные). Как правильно вести себя в медиапространстве в период особо острых ситуаций – рассказывают эксперты. 

Ника Набокова, создатель и сооснователь Mindspa (приложение для бесплатной психологической поддержки)

Каждому сейчас важно понимать, что боевые действия происходят не только на фронте, но и в информационном поле. Разница лишь в том, что первые мы не контролируем, а на вторые можем влиять. 

Если все заинтересованы в мире, надо нести его самостоятельно. 

Утвержденных правил поведения, увы, нет. Но с точки зрения человечности, бережности и здравого смысла, думаю, они были бы примерно такими.

1. Не допускать обобщающих высказываний «все русские», «все украинцы» и пр. 

2. Не требовать, чтобы кто-то публиковал то, что кажется тебе важным и правильным. 

3. Не обвинять окружающих в происходящем. 

4. Не сливать свой страх, гнев, тревогу в информационное пространство. Делиться чувствами – важно и можно, а вот бегать по комментариям с криками «какой кошмар» не стоит.

5. Не репостить все, что попадается на глаза. Не все, что мы видим, – правда. 

6. Не оскорблять. 

7. Прежде чем написать, трижды подумать, какие чувства наше послание вызовет у других. 

Если наружу рвутся нецензурные слова, проклятия, если страсть как хочется рассказать, кто прав, а кто виноват, если тебе кажется, что ты совершенно точно знаешь, кого поддерживать, и хочешь этим поделиться, если из тебя выплескиваются злость, ярость, агрессия, то лучше промолчать. Говори о себе, своих чувствах, действиях, способах справиться, делись теплотой, поддержкой, профессиональной информацией. 

Людям важно видеть причастность их любимых звезд, блогеров, инфлюенсеров к происходящему – так они понимают, что не одни, а с теми, на кого ориентируются. Лидеры мнений сейчас – опоры, оплот той жизни, которая вдруг стала рассыпаться.

Помни, что все написанное – твой вклад в этот общий процесс. 

Не трави. Не суди. Не оценивай. Не бери информацию откуда попало. 

Приближает ли нас то, что ты скажешь, к миру и спокойствию? Если нет, воздержись. 

Марина Волкова, клинический психолог и психотерапевт сервиса психологических видеоконсультаций «Ясно»

Интенсивные переживания, которые мы испытываем, читая новости и социальные сети, могут быть связаны с агрессией, и важно не отыгрывать ее на людях, которые находятся в непосредственной близости. Мы все объединены общей болью, которую выражаем и проживаем по-разному, и мы можем перенаправить негативный импульс в другую сторону, даже если кажется, что человек «заслуживает» такой реакции. Например, сублимировать, выплеснуть эмоции на бумагу, выплакать их или прокричаться наедине с собой. Спортивная тренировка, уборка дома или отложенные дела, чтобы отвлечься, для этого тоже подойдут.

Медиапространство сейчас используют как один большой эмоциональный контейнер.

Если тревога поднимается на фоне повестки, необходимо обеспечить себе инфогигиену. Ограничьте источники поступающих новостей: это не значит «прятать голову в песок», но так вы заботитесь о себе и своем эмоциональном состоянии. Главное и важное можно узнать и от окружения, а вот избыток информации, который трудно выдержать, пусть остается за пределами внимания, пока вы не восстановите силы, чтобы что-то читать или слушать. Психике для этого нужны ресурсы. 

В тревожной обстановке кажется, что во время бесконечного просмотра «Историй» и ленты или обновления новостных сайтов ты будто держишь ситуацию под контролем, но на деле это вносит в жизнь еще больше хаоса и усиливает накал переживания, тогда как психика не успевает перерабатывать уже накопленное напряжение.

Если рядом есть люди, которые переживают из-за происходящего и делятся своими эмоциями, попросите их поставить разговоры о тревожащей вас теме на паузу. Пресекайте их, выходите из диалога. Непереработанные переживания «заразительны»: если другой человек ими переполнен, он не просто делится чувствами, а в каком-то смысле «перекладывает» их в вас. Но для того, чтобы чужое переживание уложилось в голове и душе, нужно и самому быть в достаточно ресурсном состоянии. 

В острых ситуациях возникает соблазн поляризоваться: разделить людей на своих и чужих, разграничить реальность на черное и белое. Самая большая душевная работа, которая доступна каждому, – сопротивляться и противостоять этому желанию. Даже если кажется, что тот, другой человек – полная сволочь, заслужившая сполна. Скажите себе: «Стоп, сейчас мной владеют эмоции, мне нужно продышаться, прийти в себя, а потом принимать решение». 

Ольга Дашевская, основательница коммуникационного агентства PR Inc.

В любой коммуникации в условиях стрессовой ситуации лучше всего сначала сформировать личное мнение не на основе эмоциональных выводов, а опираясь на проверенные факты. За время изучения ситуации паника уже сменится спокойствием, разум очистится, а точка зрения может измениться. Мы это знаем на собственном опыте: когда, например, готовим сообщение от лица крупной компании, его повестка может диаметрально измениться за время, пока оно находится в работе. Что же говорить о людях, работа которых не связана с информационным полем? 

Для многих социальные сети стали способом выплеснуть эмоции и разгрузиться, когда нет возможности посетить профессионального психолога. 

За ними приходят вторые, третьи, запускается цепная реакция, которая захватывает негативной информационной волной достаточно большую массу людей. 

Любого публичного человека его поклонники наделяют идеальными качествами (которые, возможно, ему не присущи) и ответственностью за то, чего сами подписчики сделать не могут. Пользователю может казаться, что он – маленький человек, который ничего не изменит, а вот блогеры с 20 миллионами подписчиков – другое дело. 

Аудиторию не устраивает их молчание, ведь они доверили им свои лайки, шеры, репосты, а значит, считают, что вправе требовать то, на что у самих не хватает сил.  

Я для себя давно закрыла вопрос личностного принятия негативных высказываний в сетях, всегда отвечаю с юмором, вежливо, но могу и поставить на место исключительно в уважительных словосочетаниях.

Главное, что можно посоветовать негодующим пользователям, – давать право всем своим оппонентам на другую, даже диаметрально противоположную, точку зрения. 

Большинство людей пока не готовы слышать иные мнения, поэтому появляется бурная реакция в нецензурных выражениях. Попробуйте сдержаться и узнать, почему ваш собеседник с вами не согласен, и выслушайте его с интересом и принятием.