Согласно опросу ВЦИОМ, каждый третий россиянин верит в теории заговора. Бум на последние сопровождает нашу жизнь с начала пандемии и не утихает до сих пор, а люди в попытках найти причины происходящего готовы поверить многому как истине в последней инстанции. На самом деле, конспирологических теорий гораздо больше, чем тебе может показаться, и та самая история, которая произошла с «подругой твоей подруги», вполне может оказаться одной из них.
Профессор Джо Усинск, автор книги «Американские теории заговора», объяснял это так: «Каждый человек верит по меньшей мере в одну из них, а может и в несколько. Причина проста: существует бесконечное количество теорий заговора. Если провести опрос, то каждый поддержит как минимум несколько из них».
Почему люди верят в существование сил, тайно управляющих всей их жизнью, и что это говорит о нас?
Разбираемся с авторами подкаста про конспирологию «Вышка 5G» Александрой Радунцевой и Татьяной Свешников.
Как рождаются теории заговора?
Александра Радунцева
Cаша: Мы – не социологи и не психологи, но судя по всему, теории заговора стали появляться еще задолго до постинформационного общества: например, римские патриции увидели заговор женщин и рабов против них. Это происходило во время массового отравления водой, хотя даже поздние античные философы были уверены в эпидемиологической вспышке.
Скорее всего, дело в особенностях психологии человека – пытаться рационализировать все случайности и совпадения, найти виноватого, обвинить в своих неприятностях невидимые силы зла.
Развивается конспирология как по горизонтали (это когда вам пересылает «секретную информацию» знакомая по WhatsApp), так и по вертикали (когда слух запускает авторитетная фигура, которой поверят априори, ведь это «сказал(а) сам(а)…»).
Татьяна Свешников
Таня: С другой стороны, судя по тому, что мы узнали за время работы над подкастом, конспирологические теории очень любят развивать разного рода люди, которых сегодня мы бы назвали «инфоцыганами». И делают они это, чтобы подзаработать. Например, есть такой человек по имени Дэвид Айк – бывший спортивный комментатор, который сколотил свое состояние на рассказах о том, что Землю поработили рептилоиды и мы все в плену у их тайного правительства. Он написал об этом несколько книг, колесил по всей Европе с лекциями, сделал даже собственный сайт, через который продавал свои труды и неплохо жил. Недавно, правда, его объявили террористом третьей степени и запретили въезд в Евросоюз на два года – последней каплей, видимо, стало то, что он слишком рьяно отрицал COVID-19. Однако сторонники у него по-прежнему имеются, книги продаются – в общем, человек зарабатывает. Кстати, мы и про это делали выпуск – там все о его карьере и взглядах.
Кому выгодно развивать теории?
Cаша: Я не думаю, что кому-то выгодно их развивать специально (попахивает именно теорией заговора). Хотя, возможно, это – неплохой способ проучить врага, запустив какую-то конспирологию о нем. Подозреваю, что успешные теории заговора просто переходят в разряд мемов в прямом смысле этого слова и просто существуют в формате городской легенды.
Таня: Или людям вроде Дэвида Айка, которые эксплуатируют тревогу людей, неумение критически мыслить и отлично на этом зарабатывают.
Как теории приобретают массовость, становятся популярными?
Саша: Зависит от тематики, мне кажется. Условно, коронавирус был темой номер один больше года, поэтому теории о чипировании через вакцину и прочее мракобесие было на слуху. Даже ЮНЕСКО выложило на официальном сайте памятку, как не попасть в ловушку конспирологии по поводу пандемии и всего, что с ней связано. Какие-то более локальные и сложные для понимания теории заговора обычно либо вообще со временем умирают, либо циркулируют только в узких группах населения.
Таня: Распространению теорий также очень способствуют различные паблики в социальных сетях и Telegram-каналы, которые позиционируют себя как более информированные, чем остальные источники информации.
Аудитория в таком случае чувствует себя посвященной в знание, недоступное массам, и охотнее в это верит.
Оттуда чаще всего и приходят эти таинственные сообщения про некоего знакомого троюродного дяди, которые сказал, что сейчас начнется «нечто» и нас всех чипируют.
Почему люди верят теориям?
Саша: Во-первых, многое идет из семьи – такая вот семейная мифология формирует многие убеждения, которые могут быть в том числе конспирологическими. Во-вторых, еще социолог Жан Бодрийяр писал, что в результате эффектов от потребления массмедиа формируется обширный слой населения, который просто не может правильно декодировать сообщение и становится заложником всего зрелищного и скандального, что создает благодатную почву для распространения теорий заговора. В-третьих, человеческий мозг всегда стремился объяснить все происходящее, хоть как-то упорядочить хаос и придать всему смысл. В-четвертых, теория заговора – вид когнитивного упрощения, систематической ошибки в мышлении или шаблонного отклонения, некоторые из которых помогают человеку адаптироваться к реальности, а другие, вероятно, возникают как реакция на отсутствие определенных навыков мышления. В-пятых, групповой (или коллективный) нарциссизм, когда люди преувеличивают позитивный образ и важность группы, к которой принадлежат. Перечислять можно еще долго, но вывод один: мы люди и защищаем свою психику, как можем.
Какую теорию из тех, которые вы знаете, можно назвать самой необычной? А самой правдоподобной?
Саша: Самая необычная и нелепая, на мой взгляд, о том, что Александр Пушкин – это Александр Дюма-старший, то есть они оба – один человек. Мы как раз недавно подробно говорили об этом.
Самая правдоподобная, помимо заговора элит, для меня – заговор Дамблдора в серии книг про Гарри Поттера (суть в том, что он плел интриги, чтобы в итоге победить Волан-де-Морта). Мы делали выпуск аж в трех частях, но они у нас до сих пор в топе прослушиваний.
Таня: Самой необычной мне кажется история Влаианта Тора – настоящего пришельца с Венеры, которого покрывал аж Пентагон. Более того, тот же Пентагон подтвердил существование человека по имени Валиант Тор, но отказался рассказывать, кто он и откуда. Можно предположить, конечно, что просто служащий на особом задании, а можно, вслед за конспирологами, уверовать в то, что и мужчины иногда бывают с Венеры. Про него мы тоже рассказывали!
Но и теории заговора иногда оказываются не теориями, а реальностью.
Например, только недавно мы все смеялись над уверениями фанатов в том, что Бритни Спирс в плену у своей семьи и шлет тайные знаки через запрещенную в России социальную сеть, а что оказалось? Она действительно была в плену и освободилась оттуда примерно год назад благодаря той шумихе, которую подняли фанаты.
Насколько теории вредят обществу?
Саша: Я считаю, что простой интерес к теориям заговора – это абсолютно нормальная реакция на странные совпадения.
Другой вопрос, когда вера в конспирологию переходит в фазу истерии или фанатичного поиска выдуманных врагов, то это страшно.
Таня: Когда мы разбирали конспирологическую теорию о плоской земле, то выяснили, что люди часто попадают в ловушку: начинают смотреть или читать какой-то конспирологический контент просто для смеха, а потом уже не могут остановиться и начинают верить даже в отборный бред. Как правило, это играет злую шутку. История с COVID-19 это как раз продемонстрировала: высокий уровень магического мышления и неспособность мыслить критически привели, во-первых, к расцвету аниваксерства и высокому уровню заболеваемости, а во-вторых, к поляризации общества – одни выступали за доказательную медицину, другие воспринимали их как людей, чьи мозги были промыты пропагандой фармкампаний. Строить диалог по любой другой теме в таких условиях очень непросто.
От чего зависит успешность теории?
Саша: Кажется, что живучесть теории объясняется ее характером и темой. Чем более тема общая, популярная, то тем больше народа ее подхватит. Так, по крайней мере, подсказывает здравый смысл.
Таня: Мне кажется, самые популярные теории можно условно разделить на три группы.
Первая – это теории, которые относятся к каким-то значимым мировым событиям. Например, после того, как первый человек оказался в космосе, появились теории о так называемом «нулевой космонавте» – якобы до Юрия Гагарина у СССР были провальные попытки отправить человека к звездам. После высадки на Луну заговорили о том, что все это было голливудской постановкой и не более. После COVID-19 – вы и сами знаете.
Вторая группа – это теории, связанные с жизнью и смертью звезд. Актеры и актрисы, певцы и певицы в целом всегда привлекают к себе много внимания, так что неудивительно, что абсолютно любая теория заговора про них вызовет интерес у широкой публики. Так, в начале нулевых на каком-то бразильском сайте появилась теория о том, что Аврил Лавин мертва, и фанаты до сих пор считают родинки и ищут доказательства того, что вместо их любимицы уже давно выступает двойник. Смерть Мэрилин Монро до сих пор считается одной из самых загадочных – конспирологи предложили с десяток теорий, что же могло произойти со звездой Голливуда.
И это не говоря о том, что сегодня буквально всех звезд от семейства Кардашьян до, простите, Джигана подозревают в связях с масонами и иллюминатами.
Третья группа – это что-то настолько нелепое, что превратилось в мем и прочно вошло в массовую культуру. Например, пришельцы, «Зона 51», птицы-дроны. Главное, чтобы было весело и довольно безобидно.
Какие теории появились в этом году в связи с происходящим?
Таня: В этом году новое развитие получили хорошо знакомые нам теории. Например, о плоской земле: недавно Шакил О’Нил заявил, что придерживается этой точки зрения. В связи с непростой геополитической ситуацией говорят о том, что мировые элиты (масоны, рептилоиды, иллюминаты – тут показания расходятся) затеяли новый передел мира. А из-за того, какими непростыми выдались последние годы, все больше людей уверены в том, что мы живем в матрице – якобы в 2012 году конец света, предсказанный Майя, все-таки случился, и нас выбросило в параллельную реальность с вирусами, смертями и всем прочим. Ну и, наконец, Netflix в ноябре перезапустил Телепузиков, которых Интернет-конспирологи считают четырьмя всадниками апокалипсиса, а значит, по их мнению, ничего хорошего ждать не стоит.
Почему в теории верят даже первые лица государства?
Саша: Потому, что они – такие же люди, как и мы с вами. И ничто человеческое им не чуждо.
Теории заговора – это психологическая уловка?
Саша: Думаю, да. Но я бы не воспринимала это строго в негативном ключе. Иногда это просто самозащита нашей психики.
Как отличить теорию заговора от того, что происходит на самом деле?
Саша: К сожалению, на этот счет нет методички или учебника. Можно опираться на золотое правило журналистов и перепроверять информацию минимум в двух независимых друг от друга источниках. Реально ли это делать? Подозреваю, что нет. Но вот ЮНЕСКО сформулировало несколько полезных тезисов. Итак, вот шесть основных признаков конспирологической теории: предполагается наличие тайного сговора, действует определенная группа заговорщиков, есть какие-то «доказательства» заговора, теория предполагает, что ничего не происходит случайно и что совпадений не бывает, мир делится строго на хороших парней и негодяев, ответственность за беды возводится на определенную группу людей. ЮНЕСКО же дает и практические советы, как отличить теорию заговора от правдивой информации: проверить, кто автор и зачем он может писать об этом (не слушаем самопровозглашенных экспертов), проверить источник информации и оценить тон и стиль информации. Ну вот тут подробно.
Вы сами верите в теории заговора?
Cаша: В этом вопросе я, что называется, агностик. Глобально я допускаю заговор, например, сильных мира сего для собственного материального обогащения, но я уверена, что обычные люди даже не подозревают, как это происходит на самом деле. А еще я в целом, наверное, верю в существование некой формы инопланетной жизни и даже в то, что о наших межгалактических соседях известно кому-то из элит. Но вообще, теории заговора привлекают меня своим хитрым механизмом влияния на психологию человека и занимательными совпадениями.
Таня: Честно говоря, хотелось бы верить хоть в какую-нибудь теорию заговора, чтобы жить спокойно и быть уверенной, что понимаешь все происходящие процессы.
Новый вирус? Да это просто заговор элит. Геополитические конфликты? Опять эти рептилоиды * шалят. И так далее. Но увы.
Однако есть теория, в которую очень хотелось бы поверить – лет с тринадцати я обожаю все, что связано с «Зоной 51». По мнению конспирологов, на этой секретной военной базе США изучают инопланетян или же используют ее как штаб рептилоидов. Мы даже делали про нее выпуск – там все подробности.
*По мнению конспирологов, рептилоиды – это антропоморфные ящеры, которые маскируются под людей и управляют нами.