Истории о сталкерах, увы, не ограничиваются одним лишь сюжетом нашумевшего сериала Netflix «Ты», в котором главный герой Джо Голдберг в исполнении Пенна Бэджли с помощью социальных сетей узнает все о своих потенциальных жертвах: их адреса, интересы и даже имена друзей. Персонаж втирался в доверие всеми возможными способами, и сперва ни у кого даже не возникало мысли, что они столкнулись с настоящим сталкером.
Согласно проводимым опросам западных СМИ, каждая восьмая девушка хоть раз сталкивалась с преследованиями. И совсем не обязательно, что они будут со стороны мужского пола. Например, летом 2022 года главный редактор интернет-издания BURO Екатерина Дарма рассказала в Telegram-канале, что уже несколько лет страдает от преследования девушки с именем Мира Миру, которая отправляет ей письма с угрозами и постоянно звонит по телефону. «Речь идет не только о Сети, где она навязчиво пишет мне, звонит иногда по сто раз за день (с разных номеров, разумеется) моим близким, написывает на e-mail и [рассылает] сообщения всем, до кого может достучаться, шлет оскорбления и угрозы (изнасиловать, задушить, убить, облить кислотой, чего только не было…) и физически преследует меня в офисе и на публичных мероприятиях в Москве», – писала она. Позже в интервью Надежде Стрелец Екатерина расскажет, что после того, как она обнародовала историю, ей пришло сообщение на телефон с текстом: «Моя дочь совершила самоубийство. Это полностью ваша вина». Однако позже оказалось, что это была ложь. С девушкой, преследовавшей Екатерину Дарму, ничего не произошло.
О подобных историях, к сожалению, рассказывать не принято. Сталкеры держат своих жертв под таким психологическим давлением, что большинство из них боятся рассказывать о своих проблемах кому-либо, в том числе и сотрудникам правоохранительных органов. Тем более что в российском уголовном кодексе нет отдельной статьи за преследование. Сталкинг с точки зрения законодательства – это не отдельное правонарушение.
Тем не менее некоторые женщины, которые смогли справиться с неадекватным вниманием со стороны преследователей, не боятся рассказать о своем опыте. PEOPLETALK собрал истории тех, кого когда-либо преследовали сталкеры. Из уважения к конфиденциальности героинь их имена изменены.
«Он открыл заднюю дверь, вытащил мою дочь и потащил к себе в машину», – история Людмилы
Мою дочь долгое время преследовал бывший ухажер. Какое-то время они работали в одной организации, встречались, но потом стало понятно, что это не ее человек, и они расстались. Он постоянно звонил ей и писал, что они должны быть вместе, а затем и вовсе начал преследовать. Вначале он поджидал ее после работы и спортивного зала. Мог ехать за ее машиной из Москвы до нашего дома (а мы живем за городом). Она пыталась поговорить с ним, но вместо этого он уверял, что ей кажется и все их встречи – это лишь совпадение. Была одна история, после которой стало понятно, что этот человек не здоров.
Однажды она возвращалась на такси с подругой домой. Когда они стояли на светофоре, этот человек открыл заднюю дверь, вытащил мою дочь и потащил к себе в машину. В тот момент он был абсолютно спокоен, и все, что его интересовало, – лишь вопрос, как дела у родителей (то есть у нас с мужем). После этого мы решили выйти на контакт с ним сами, но никакого толку от этого не было. Он постоянно ошивался под окнами нашего дома. Неважно, какая за окном погода: и в дождь, и в снег его машина стояла под забором. Несколько раз мы вызывали полицию, но сотрудников ничего не смущало.
Вскоре дочь начала встречаться с новым парнем и часто оставаться у него дома. Ее бывший вычислил адрес и стал караулить дочь там. История дошла до такого абсурда, что однажды, возвращаясь домой, моя дочь и ее парень обнаружили под дверью иконы вместе с горсткой земли и иголками. После этого случая он пропал. Его знакомые сказали, что он резко переехал в другой город и оборвал со всеми связь.
«У него были мои детские снимки и фотографии, где я стою в окне», – история Натальи
У меня был приятель, с которым мы долгое время общались. Однажды этот приятель попросил меня сдать квартиру моих родителей его сотруднику. С посылом, что берет на себя всю ответственность. Я согласилась и попросила своего друга самому передать ключи. Новый жилец самостоятельно переводил деньги моим родителям, и мы с ним никак не общались и не были знакомы даже заочно.
Спустя два месяца после этого в моем доме все чаще стал появляться странный мужчина. Он был причудливо одет. То придет в разных ботинках, но майку наденет задом наперед. А один раз и вовсе зашел в подъезд в одних лишь трусах. Я никогда не видела, на какой этаж он поднимается. Каждый раз, когда я ждала лифт, он уходил на запасную лестницу. Потом я стала замечать, что этот же мужчина, но уже в другом образе (то есть совершенно нормальном) стал все чаще встречаться мне возле офиса. А работа и дом находятся на разных сторонах города. Я не стала придавать этому большого значения до одного случая.
Как-то ночью в мою квартиру начали громко стучать. Я посмотрела в глазок, и там стоял тот самый мужчина. Открывать дверь я испугалась, поэтому решила вызвать полицию. Когда они приехали, уже никого не было. Больше этого не повторялось. На следующий день мой друг, тот самый, что попросил сдать квартиру своему сотруднику, сказал, что жильцу срочно потребовалось уехать из города. А когда он пришел проверить, все ли в порядке с квартирой, увидел разбросанную мебель и десятки моих фотографий. Там были и детские снимки, и фотографии, где я стою у себя дома в окне, иду по улице.
После этого он внес моего друга в черный список, а родителям перевел 200 тысяч рублей.
«Сталкер постоянно писал, что знает, где я нахожусь», – история Ирины
В 2009 году я вела свой блог на Livejournal. Не сказать, что я особо им занималась, скорее, писала истории студенческой жизни. Тем не менее постоянные читатели у меня были. Время от времени под моими постами появлялись комментарии некоего Глаза. Такое имя пользователя было у одного из подписчиков, который на протяжении долгого времени казался мне обычным читателем моего блога.
В один момент меня стали атаковать в социальных сетях. Вначале это носило безобидный характер – лайки, комментарии. Однако со временем сообщения становились все более агрессивными. Некоторое время пользователь с абсолютно реальными именем и фамилией делал мне комплименты. Но после игнора с моей стороны он перешел на другой тон сообщений. Я закинула его в черный список, но через неделю этот же человек вернулся уже под другим именем.
Дальше начался один из самых страшных периодов в моей жизни. Сталкер постоянно писал, что знает, где я сейчас нахожусь. Рассказывал, чем я занималась в течение дня, знал имена моих друзей и родителей. Поначалу я пыталась отшучиваться, поскольку жила в закрытом городе в Московской области и чувствовала себя в безопасности. Но однажды вечером, возвращаясь домой из магазина, получила сообщение на мобильный: «Оставь сумки возле скамейки, я сам принесу их тебе к двери».
Все это продолжалось на протяжении года. Он никогда не предлагал встретиться, я никогда его не видела, хотя для собственной безопасности в какой-то период просила старшего брата провожать и встречать меня после учебы. За этот год он узнал обо мне все. А я человек далеко не публичный. История закончилась тем, что я переехала в другой город и сменила номер телефона. О том, куда я уехала, знали только мои родители и самые близкие друзья. Долгое время уже в новом городе я не могла завести друзей и отношений, потому что мне казалось, что каждый из них может оказаться тем человеком, кто когда-то преследовал меня. Прошел ли мой страх до конца? Нет. Каждый раз, когда я вижу сообщение от незнакомого мне человека в социальных сетях, я переживаю, что это окажется он.
Что такое сталкинг?
Об основном мотиве сталкеров и о том, что делать, если столкнулся с преследованиями со стороны другого человека, мы поговорили с психотерапевтом сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online Надеждой Собольковой-Сивергиной.
Сталкинг – один из видов насилия. У человека, который преследует другого, есть лишь один основной мотив насилия – ощутить власть. Установив контроль, сталкер стремится привести человека к болезненному переживанию уязвимости и поставить его в зависимое положение. В итоге жертва чувствует постоянное внимание и невозможность распоряжаться жизнью, ведь отделаться от преследователя бывает сложно.
Человек решается на преследование тогда, когда осознанно допускает применение власти, контроля и силы по отношению к другим. Стремясь навязать свою волю, повлиять на деятельность и поведение человека, сталкер пытается компенсировать ощущение своей уязвимости и неполноценности.
Зачастую сталкинг – это способ справиться с тревогой, восполнить пустоту и создать для себя иллюзию отношений и человеческой близости. Чем сильнее стресс, вызванный неспособностью построить близкие отношения, тем больше времени и сил человек уделяет слежке. Погружаясь в жизнь другого, сталкер испытывает зависть или ревность. У него накапливается агрессия, со временем требующая не виртуального, а реального выхода, так слежка становится первой ступенью к совершению тяжких преступлений.
Что делать, если преследует сталкер?
Доверяй себе, если ситуация кажется опасной, скорее всего, так и есть.
Сделай преследователя видимым. Расскажи о том, что происходит, родственникам и друзьям, выложи об этом пост в социальных сетях.
Прекрати общение. Любой контакт лишь убедит человека в том, что сталкинг работает, и он продолжит давить с удвоенным рвением.
Попроси помощи. Найди приятеля или коллегу, которые смогут сопровождать тебя в безлюдных местах.
Помни, сталкер не прекратит преследование без веских на то оснований. Не бойся подать заявление в полицию. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы преследование прекратилось.