Успешный успех: колумнист PEOPLETALK Ника Набокова о том, почему она против инфобизнеса
Каждый месяц колумнист PEOPLETALK – писатель, автор девяти бестселлеров в жанре популярной психологии, создатель приложения Mindspa (входит в топ-5 приложений для заботы о ментальном здоровье) Ника Набокова – разбирает темы, касающиеся любого из нас.
Все мы нуждаемся в поддержке, особенно сейчас. Здесь ты найдешь ответы на вопросы о себе, а также о любви, жизни, людях, отношениях, страхах, смелости, трудностях и счастье.
Ника Набокова, колумнист PEOPLETALK, писатель и управляющая психологической службой
Мне не нравится тусовка инфобизнесменов. Конечно, среди них есть исключения – действительно замечательные профессионалы, понимающие, что они делают, но, увы, таких персон совсем немного, а превалирующее большинство я бы и близко к работе с людьми не подпускала.
Почему? Объясняю.
Продажа услуг инфобизнеса выстраивается вокруг посыла: «Смотри, как круто живу я (ну или Вася, Петя, Маша), ты тоже так можешь! Все так могут! Просто постарайся! Используй наши секреты/технологии/советы, и все будет!»
Что не так? Могут не все.
В историях успешного успеха с завидным упорством забывают о важном факте: мы разные.
В настоящей психологии есть такое понятие «контекст», который важно учитывать, говоря о живых людях. В него входят окружающая действительность, реальные возможности, «заводские» настройки человека (например, скорость реакций), его ценности, таланты, стремления, желания. И конечно, опыт. Ведь, например, травматические эпизоды не просто влияют на наше мировоззрение, а в прямом смысле меняют мозг, даже на физиологическом уровне (доказано последними научными исследованиями).
Игнорировать все это = обезличивать человека, смотреть на него как на манекен.
Знаем ли мы истории про учителей из глубинки, которые нашли в себе силы начать, например, блог. Этот блог «выстрелил», пошли частные уроки, за ними курсы, миллионы просмотров? Конечно, знаем.
Знаем ли мы людей с ограниченными физическими возможностями, которые построили суперуспешную медийную карьеру? Конечно, знаем.
Знаем ли мы да даже вот мою историю: девочка из нищей семьи, травмированная смертями и насилием, просидевшая до 30 лет в яме деструктивных отношений, лишений, плохой самооценки, вдруг берет и создает сначала личный бренд, а потом проект международного масштаба в сфере ментального здоровья? Конечно, знаем.
Но! ОДИН (или даже ДЕСЯТЬ) человек – не все люди. Ника Набокова – это не ВСЕ травмированные женщины.
Помимо готовности, желания, использования определенных алгоритмов, в истории любого успеха есть еще множество факторов. Среди них, безусловно, подход, мышление без ограничений, дисциплина. Но еще и, например, как в моем случае – готовность к публичности. У кого-то другого – потрясающая харизма, такая, что человек вот только встает перед камерой, а глаз уже не оторвать. Еще у кого-то удача, вот просто банальная удача.
Начиная говорить людям: «Посмотри на Зою Ивановну из Киснемы. Зоя Ивановна молодец, увидела возможности, просто начала, позволила себе, и, гляди, запуск на 3 миллиона бахнула уже, ты так же можешь», важно отдавать себе отчет в том, что часть из этих людей будет демотивирована. И это в лучшем случае. А в худшем мы легко получим человека с выгоранием, опустошением, потому что у него так, как у Зои Ивановны, не получается.
Или вот пример, который мне тоже приводили в споре: модель с ДЦП. Несмотря на диагноз, девочка создала себя, стала известной, прекрасно зарабатывает, двое детей и так далее. Очень хорошая история, но… Всего в мире около 17 000 000 людей с ДЦП. И наверное, только единицы из них стали известными моделями не просто так, не потому, что остальные – ленивые, глупые, не хотят, не стараются, упиваются своей проблемой. Среда, особенности характера, да даже степень болезни.
А люди с депрессией, расстройствами личности? Их буквально добивает, выжигает эта мотивация кнутом «ты точно можешь, просто мало стараешься», с ними категорически нельзя работать подобными методами. Вы думаете их, точнее, нас мало? Ошибаетесь, много.
В целом посыл «я смог, и ты сможешь» – симптом нездорового нарциссизма (да, он бывает здоровым). Ведь по сути человек сообщает, что не видит перед собой живого другого, а все меряет исключительно по собственной персоне, считая ее образцом и вообще единственным вариантом. Что, конечно, многое говорит о профессиональной пригодности такого персонажа.
Как же расти?
Значит ли это, что нужно оставить все как есть, на большее не рассчитывать и довольствоваться малым? Конечно, нет. Ведь есть прекрасная золотая середина. В золотой середине мы учитываем контекст и, исходя из него, формулируем цели, задачи, шаги.
Ты поднимаешься на ступень. Потом еще на ступень. Через какое-то время подходишь к своей текущей «верхней границе», перешагиваешь через нее, и вот уже следующий уровень. Можешь/хочешь – двигаешься быстрее. Такой подход видится мне гораздо более этичным, бережным, человечным.
Формулирую я его так: если тебе не нравится то, как ты живешь, в твоих силах улучшить свою жизнь сначала на том уровне, где ты сейчас находишься, а затем по желанию пойти дальше.
Такие дела.