«Вестсайдская история» вышла на экраны в удивительный для современного кинематографа период, когда мюзиклы, которым еще вчера пророчили смерть жанра, захватили внимание зрителей и критиков. «Аннет» Леона Каракса правила балом на Каннском кинофестивале, Джо Райт поставил «Сирано», Эндрю Гарфилд за «Тит-так… Бум!» получил номинацию на «Оскар». На общем фоне решение Стивена Спилберга снять собственную адаптацию культового мюзикла 1961 года Роберта Уайза и Джерома Роббинса не выглядело не то, что странным – оно выглядело самым логичным, тем более, что сам он с раннего детства был поклонником оригинального фильма.
К своей киноверсии Стивен Спилберг подошел со всей серьезностью: он не меняет время и место действия (Нью-Йорк, 1950-е), не вносит категоричных правок в исходный материал, даже привлекает к работе авторов, работавших над «Вестсайдской историей» и 60 лет назад. Так в списке авторов появляются сценарист Артур Лорентс, композитор Леонард Бернстайн и автор стихов Стивен Сондхайм. Более изощренным оказался подход режиссера к актерскому составу фильма: если в версии 1961-го главную героиню, пуэрториканку, играла дочь русских эмигрантов Натали Вуд, а ее брата исполнил актер с греческими корнями (оба были в гриме), то теперь Стивен Спилберг настаивал на том, чтобы пуэрториканцев играли исключительно латиноамериканцы. Этим легко объясняется отсутствие в касте громких имен, за исключением Энсела Элгорта, запомнившегося зрителям по ролям в «Малыше на драйве» и «Щегле», и Риты Морено – в свое время она получила «Оскар» за первую «Вестсайдскую историю», а в этот раз сыграла второстепенную роль вдовы Дока, аптекарши Валентины. В остальном здесь вряд ли получится увидеть знакомые лица: центрального женского персонажа, Марию, играет 20-летняя Рэйчел Зеглер, компанию ей составляет Ариана ДеБосс, для многих ставшая одним из главных открытий прошлого года, а вместе с ними на экране уходят в пляс десятки молодых артистов, чьи имена Голливуд зачастую слышит впервые.
«Вестсайдская история» исконно считалась современной историей Ромео и Джульетты, перенесенных в Америку 50-х, и Стивен Спилберг с этим спорить не стал. В центре сюжета – все те же мотивы невозможной любви с первого взгляда, кажущейся кому-то невероятной, но все же случившейся. И если о романе Тони и Марии еще можно сказать «нереально», то все остальное в фильме звучит поразительно актуально – и социальное неравенство, и поиски американской мечты, и ксенофобия, и конфликты на национальной почве, приводящие к трагичным последствиям. Стивен Спилберг говорит об этом открыто, без масок, не сглаживая углов, чем отчасти грешила оригинальная лента: он объясняет мотивы соперничающих кланов (в основе «Вестсайдской истории» противостояние уличных банд, белых «Ракет» и пуэрториканцев «Акул»), добавляет персонажам рельефа, реплики пуэрториканцев прописывает часто на родном испанском языке без субтитров и даже открывает фильм панорамой трущоб, которые собираются снести, чтобы построить Линкольн-центр, впоследствии ставший крупнейшим культурным центром города. В фильме Роберта Уайза и Джерома Роббинса вместо них был Манхэттен с высоты птичьего полета.
Говоря о «Вестсайдской истории», невозможно, конечно, не говорить о музыке, и к этой части картины Стивен Спилберг подходит с не меньшим вниманием, чем к социальному подтексту. Здесь он предсказуемо отдает дань оригиналу: в его версии звучат все те же «Cool», «Tonight», «I Feel Pretty», «America», «One hand, one heart», «Somewhere», но сделаны они живее. По решению режиссера, большинство сцен было снято на натуре – на реальных улицах Нью-Йорка, актеры без помощи дублеров исполняли танцевальные номера, даже звук в некоторых случаях записывался непосредственно на съемочной площадке.
Стивен Спилберг не ставит себе целью привнести в «Вестсайдскую историю» что-то принципиально новое, а скорее отдает дань классике, перенося в современность до сих пор актуальные смыслы из далеких 50-х двадцатого века. Для него эта проба пера в новом для себя жанре – мюзикле – оказалась более чем удачной и принесла 7 номинаций на «Оскар» (в том числе на «Лучший фильм»), что хоть и уступает оригиналу с представлением в 11 категориях, но отлично доказывает, что некоторые сюжеты универсальны для любого времени. Повторить успех предшественника, взявшего в итоге 10 «Оскаров», у «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга не получилось (только Ариана ДеБос получила за фильм приз как лучшая актриса второго плана), но в случае с этой историей это кажется не таким уж и страшным.