#Кино

«Время»: и провал, и шедевр в мистическом триллере М. Найта Шьямалана

Российский прокат возглавляет «Время» М. Найта Шьямалана – мистический триллер по мотивам французского комикса «Замок из песка», от которого явно хотелось ожидать чего-то особенного: во-первых, из-за режиссера, подарившего нам «Сплита» и «Стекло», во-вторых, из-за, казалось бы, интригующего трейлера с неплохой идеей в основе.

Трейлером, впрочем, в случае со «Временем» можно и ограничиться, потому что два часа фильма ничего хорошего не сулят. Практически.

В центре сюжета – среднестатистическая пара на грани развода, решившаяся на короткий трехдневный отпуск на тропическом курорте перед тем, как сообщить о расставании детям, 6-летнему сыну и 11-летней дочери.

Начинается все за здравие, заканчивается за упокой (и в истории семьи, и в сюжете фильма), и райский уголок с внимательным персоналом оборачивается для главных героев и других невезучих отдыхающих катастрофой в виде секретного пляжа, о котором «другим постояльцам не говорят, но вы мне сразу понравились».

Уединенное место, песок, океан и никого лишнего – кроме трупа, который внезапно обнаруживают гости.

Что делать? Конечно, пытаться связаться с отелем и выбраться. Получается ли это? Конечно, нет.

А тем временем странное происходит со всеми: ножевые раны моментально затягиваются, дети из шестилеток превращаются в вполне себе сформировавшихся подростков, труп разлагается в считанные часы, и ты как зритель уже даже без трейлера и заранее известного сюжета об острове, на котором время течет в разы быстрее, догадываешься, что к чему. Но не герои, которые списывают все на болезнь или массовый психоз.

«Время»

Вообще если не знать, что «Время» сделано М. Найтом Шьямаланом, то моментами кажется, что на экране – посредственный низкопробный триллер с претензией на хоррор. Поверхностные характеры, псевдофилософские диалоги (ох уж это «Время? Это как раз то, чего у нас нет!»), чересчур фантастические повороты сюжета и даже некая абсурдность всего происходящего, не поддающаяся под описание ни качественного триллера, ни драмы, ни уж тем более заявленного детектива, впрочем, скрывают за собой вполне неплохую идею. Здесь важно внимание к деталям, хотя и тем, кто не смотрит вглубь, фильм говорит прямо: каждый второй попавший на закрытый остров страдает от того или иного заболевания от шизофрении до злокачественной опухоли или гемофилии. И вот она – главная интрига, вопрос, ответ на который появляется только к финалу. Правда, не такой полный, как хотелось бы, но и на том спасибо.

«Время»

Полноты во «Времени» не хватает везде и это бросается в глаза: гнетущая атмосфера сбивается сумбурным и нарочито быстрым темпом повествования (скоротечность времени и в содержании, и в форме), фильм ставит вопрос за вопросом и не дает на них ответы, даже концовка – и та! – не ставит уверенной точки. Впрочем, на полноту и метафоричность М. Найт Шьямалан как будто намеренно и не претендует: его фильм говорит в лоб и повторяет, иногда даже чересчур очевидно и изощренно, прописные истины о неизбежности смерти, важности жизни, ценности момента и далее по списку.

«Время»

А вот за что можно похвалить «Время», так это за картинку: Майкл Гуилакис снял его на 35-миллитровую пленку и подарил нам очень красивые крупные планы и буквально заставил посмотреть на мир глазами героев. Именно работа со звуком, светом, кадром, кажется, и вытягивает проваливающийся из-за диалогов и плоскости персонажей саспенс и делает фильм в целом достойным просмотра.

В конце концов, «Время» получилось и красивым, и неприятным (некоторые сцены действительно хочется забыть), и глупым, и умным, и неудачным, и успешным одновременно. Это история про что-то вечное, что заставляет задуматься, хоть и своими, иногда граничащими с катастрофой и бредом, методами.