Весной 2018 года Алексей Боков (у него за плечами опыт от создания и продюсирования церемоний «GQ Человек года», «Инновация», ТЭФИ, фестивалей Тарковского, CONTEXT Дианы Вишневой до арт и образовательных проектов) и Виктор Шкипин, профессор практики «Сколково» и создатель фестиваля Alfa Future People, запускают новый курс «Бизнес-продюсирование» и конкурс на бесплатное обучение для стипендиатов (следи за анонсами конкурса на PEOPLETALK). Два продюсера и бизнесмена эксклюзивно рассказали PEOPLETALK, почему это профессия мечты.
Кто такой бизнес-продюсер?
Виктор: Мы уверены, что бизнесу в его классическом понимании точно есть чему поучиться у продюсеров больших мероприятий, у продюсеров художественных событий, потому что те ходы, которые применяют в своей жизни люди, занимающиеся бизнесом, — они во многом одни и те же. Люди ходят по кругу. А самое ценное, что может быть в любой индустрии, — это открытие нового.
Алексей: Продюсер, в том числе бизнес-продюсер, очень похож на дирижера. Его задача — быть не координатором и исполнителем, а быть тем, кто управляет процессами, чтобы оркестр звучал.
В марте запускается пятимесячный курс по бизнес-продюсированию. Ради чего туда стоит идти?
Алексей: К нам приходят люди, которые хотят перемен в своем бизнесе. В моей Школе событийного продюсирования уже много поколений выпускников, и среди них много успешных, функциональных продюсеров, которые работают в самых разных областях, развивают совместные и собственные проекты — от ресторанного бизнеса до экологических инициатив, от театра до инноваций.
Мы даем фундаментальный, но при этом практический подход. Есть такой формат, как лаборатория — там мы разбираем лично с каждым студентом, какие инструменты он усвоил, какой его личный прогресс. Есть задания на работу в группах, деловые игры и многое другое.
В ходе обучения каждый участник разрабатывает свой проект, который он пройдет вместе с преподавателями от стадии выбора идеи до начала работы.
Виктор: Еще очень важный аспект: любая бизнес-школа дает тебе определенный круг общения. Кто его знает, какие проекты могут появиться с теми людьми, с которыми вы будете учиться или которые у вас будут преподавать. Ты автоматически попадаешь в чуть более творческую (для бизнесменов) или чуть более бизнесовую (для людей из креативных индустрий) среду. То есть идти имеет смысл в том числе для того, чтобы оказаться в чуть иной тусовке, чем ты был вчера.
Что можете дать как преподаватели, как создатели курса лично вы?
Алексей: Мы оба практики, у нас опыт и продюсирования, и бизнеса больше 15 лет. Я 12 лет преподаю в своей Школе событийного продюсирования, Виктор — профессор Школы «Сколково».
Виктор: Может, нескромно звучит, но почему мы рассчитываем, что на нас придут посмотреть — потому что Алексей добился очень многого в абсолютно разных сферах и является одновременно примером и прекрасного бизнесмена, и талантливого продюсера. Одного человека спросишь — скажет: «Боков — продюсер», другого спросишь — «Боков — бизнесмен».
Я, наоборот, занимался в больших корпорациях разными ответственными делами, потом стал известен как продюсер чего-то нового и красивого. Например, пришел на «Силу света». Когда они узнали, что я делал «Альфа-шоу 4D» на главном здании МГУ, куда пришло 850 тысяч человек, это тут же превратилось в мастер-класс — как смодерировать толпу размером в 850 тысяч человек, чтобы никого не задавило. И очень интересно посмотреть: а как ты вот это сделал? А как ты договорился о закрытии метро? А как ты фейерверк пускал с крыши жилого здания? Это крутая история — взять и разложить все на составляющие.
Какие люди — аудитория курса?
Виктор: Мы ждем фактически две аудитории: и продюсеров, которые хотят стать более успешными бизнесменами, и бизнесменов, которые хотят сделать свой бизнес-подход более творческим.
Алексей: Я думаю, у нас получился перекресток, где встречаются и две аудитории, и преподаватели из разных парадигм. Так что эта метафора перекрестка важна не только как описание нашей аудитории, но и как описание преподавательского подхода на нашем курсе. По большому счету, мы с Витей и сами являемся именно этими людьми разных течений. Очень сложно сказать, кто мы — бизнесмены или продюсеры.
Как бизнесмену понять, что ему пора стать более творческим, пора стать немного продюсером?
Виктор: Наверное, когда он понял, что он ничем не отличается от других, и когда в разговоре с друзьями вечером за пивом ему говорят: «Слушай, а чем ты от других отличаешься? Почему мы должны с тобой работать, почему мы к тебе должны ходить, почему ты?» И ему становится понятно, что произошло самое страшное. Есть такой английский термин commodity, в русском языке его нет, это когда ты понимаешь, что твой бизнес превратился в commodity, то есть это просто товар или просто услуга. И в нем нет живинки, в нем нет искры, в нем нет драйва. Вот момент, когда ты понимаешь, что ты уже больше ничем не отличаешься и воспринимаешься таким же, как те, кто справа и слева от тебя, — это значит, что пора срочно что-то менять.
Алексей: Уже много лет я говорю: не пытайтесь просто сделать фестиваль. Сделайте его событийным, и тогда вы перешагнете пределы целевой аудитории и захватите новую. Сделайте событием ваш продукт, сделайте событием ваш бизнес, сделайте событием ваш стартап, вашу постановку.
Виктор: Почему о том, что вы делаете, напишут модные издания, да? Почему вы выйдете в новостях бесплатно? Что заставит городские власти обратить на вас внимание и подумать: клевые ребята, надо побольше с ними работать?
Выбить людей из привычной колеи, из формата «я серьезный бизнесмен, я занимаюсь серьезным бизнесом» — это самое главное. Как только ты начинаешь делать шаг в сторону, шаг вправо, влево, в некоторых бизнесах это уже половина успеха. Выделиться.
Какова методика обучения?
Виктор: Через знакомство с людьми, погруженными в подобную деятельность, через разбор реальных примеров и выполнение собственного проекта.
Алексей: Это близко к системе менторства, когда мы помогаем пройти через все этапы проекта, привлекая к работе преподавателей, у которых уже есть колоссальный опыт. А система обучения модульная, как принято в большинстве бизнес-школ.
Телефон: 8 (915) 373-20-28
Почта: curator@producerschool.ru
Сайт: producerschool.ru