Руки Вверх!, PHARAOH, MIA BOYKA и Николай Дроздов на одном фестивале — сооснователь VK Fest Константин Сидорков рассказывает как собрать лайнап, который заинтересует всех
В преддверии одного из самых крупных фестивалей лета VK Fest (который в этом году пройдет сразу в трех городах – Санкт-Петербург, Москва, Сочи) поговорили с его основателем Константином Сидорковым. Костя является директором музыкальных и событийных проектов VK, а с недавних пор еще и лауреатом престижного рейтинга «30 самых перспективных россиян до 30 лет» по версии Forbes. В нашем интервью медиаменеджер вспоминает, с чего все начиналось, и как за это время изменились блогеры, форматы, аудитория и он сам.
На что или кого ты ориентировался, когда семь лет назад создавал VK Fest?
Мы старались не менять его ДНК, главную идею – стремление создать крутой оффлайн-проект. Помню, когда только начинали, думали о том, чтобы вообще отключить ВКонтакте на выходные, но от идеи пришлось отказаться. Нам не хочется делать акцент именно на музыке, и хотя у нас, наверное, самый сильный лайнап среди других фестивалей России, мы стараемся делать площадку разнообразной – со спортивными и образовательными зонами, фудкортами. Это не только про социальную сеть ВКонтакте, но в принципе про экосистему VK – просто представленную в оффлайне.
На третий год проведения фестиваля, в 2017-м, началась еще и полноценная трансляция онлайн – тогда это были только выступления артистов.
Дефицита фестивалей на любой вкус сейчас не наблюдается. А в чем ваша фишка, которая позволяет выделиться на фоне конкурентов?
По факту мы первыми начали буквально вытаскивать блогеров в оффлайн и были очень удивлены, когда увидели, как в 2015-м по территории фестиваля за Ивангаем бежали порядка сорока человек, выкрикивали его имя, перебивая выступающую на сцене группу «Серебро», прилипали к нему. Это стало поворотным моментом, когда мы поняли, что блогеры – это большая сила и медиаресурс, изменилось отношение к ним.
Как тебе кажется, эра блогеров еще не закончилась?
Популярность к ним, как и количество контента, который они выкладывают, и интерес аудитории ВКонтакте растет. Мы стараемся работать с разными лидерами мнений, по моей части – больше музыканты, но коллеги работают с ифлюенсерами из самых разных сегментов: от автомобилей до научпопа. Самое главное – уметь находить быстрорастущих ребят и тем самым подогревать и распространять их аудиторию. Это не только работа с теми, кто популярен в моменте, но и про то, чтобы смотреть за теми, кто завтра окажется с многомиллионной аудиторией.
Какие у тебя критерии отбора в отношении артистов?
Самое важное — держаться в чартах VK Музыки, это отображает интерес пользователей ВКонтакте. Плюс мы обращаем внимание на ведение сообщества и общение с аудиторией — на фесте будут выступать молодые артисты, которых мы находим благодаря нашей музыкальной редакции и активности в сообществах таких музыкантов. Например, Парнишка и Стереополина выступают на Фиолетовой сцене, это начинающие артисты, которые активно развиваются ВКонтакте, и мы следим за их активностью и рады их пригласить.
Бывали форс-мажоры, когда все ломается за час?
Был прекрасный год (то ли 17-й, то ли 18-й), когда в Петербурге стояла аномальная жара. В городе закончились абсолютно все кондиционеры, у нас на площадке несколько сломалось, и нам пришлось покупать их на Avito и привозить на фестиваль со всех уголков Санкт-Петербурга. А до этого, в первый год, был сильный порывистый ветер, который чуть не сдул гримерку, в которой была Елка. Петербург умеет удивлять своей погодой, но мы с годами набрались опыта и стараемся быть готовы к любым внезапным ситуациям. Все стабильно решаемо, но нужно понимать, что над фестивалем работало несколько тысяч человек – всех не перечислить, это огромная команда.
Сколько вообще по времени занимает подготовка VK Fest?
Сначала мы поставили два рекорда по подготовке онлайн-фестиваля – их мы сделали ровно за три недели. Тогда в шести городах мы организовали съемки 70 артистов, даже несмотря на жесткие ограничения по передвижению в городе. Было похоже на челлендж, в результате которого получились профессиональная телевизионная картинка и 41 миллион зрителей.
Обычно мы начинаем готовить фестиваль в декабре. В этом году было намного сложнее, потому что мы не могли начать подготовку из-за коронавирусных ограничений, к тому же фестиваль разросся до трех городов. Поэтому и получилось, что команде пришлось работать без выходных. Команда у нас небольшая, если говорить про основную менеджерскую составляющую – около ста человек, которые собираются под фестиваль из разных департаментов. Команда, которая полноценно работает на территории парка, это несколько тысяч аккредитованных человек в каждом городе.
А сколько это стоит в финансовом эквиваленте?
Для меня важно, какой отклик проект получает у аудитории. Коммерческая составляющая тоже важна, но в первую очередь мы смотрим на то, каким получился продукт, довольны ли гости.
Ты доволен тем, что получилось в итоге?
Я точно всегда стараюсь радоваться любым, даже маленьким успехам. Конечно, нотки перфекционизма присутствуют – без них никуда, но если ты понимаешь, что получился классный продукт, нужно подметить, что можно было доработать, какие были слабые места. Это опыт, и классно, что ты можешь учиться на своих ошибках.
Я горжусь тем, что мы создали уникальный формат – с контентом из соцсети ВКонтакте и экосистемы VK. Фестиваль-праздник, где люди отлично проводят время без алкоголя, находят развлечения себе по душе – музыку или общение с блогерами, спорт или образовательные лекции. И в этом году мы смогли масштабировать это на три города.
Что ждет VK Fest дальше?
Планы – это самое сложное, не буду рассказывать о них заранее. Скажу, что основной предпосылкой к расширению стали наши онлайн-фестивали, люди узнали о них за пределами Петербурга, даже за пределами России в том числе. Мы решили привезти праздник не то, чтобы всем желающим, но во многие города. Дальше будем думать, как нашу географию расширить еще больше.
С плюсами все понятно, а как насчет минусов? Чего, по-твоему, сейчас не хватает фестивалю?
По части контента самого фестиваля нам точно есть что улучшать: в следующем году, например, я планирую вернуть зону юмора со стендапом. Посмотрим, как пройдет этот VK Fest – возможно, у аудитории появятся новые запросы, интересы, которые мы сможем реализовать в следующий раз.
Что касается географии, то важно отталкиваться от того, в каких странах будет представлен ВКонтакте потому, что VK Fest не может существовать отдельно от него. Сейчас, например, площадка пользуется большой популярностью в Беларуси, Казахстане, а в 2015-м у нас был всплеск регистраций из Бразилии. VK Fest в Рио-де-Жанейро – это было бы интересно.