Юрий Колокольников уже давно и вполне успешно работает в крупных международных проектах: на его счету роли в «Доводе» Кристофера Нолана, «Призрачной шестерке» Майкла Бэя и даже культовой «Игре престолов». Российскую киноиндустрию он при этом тоже не забывает и выступает и как актер, и как продюсер, и как амбассадор крупных профильных мероприятий – например, форума Key Buyers Event (пройдет с 8 по 10 июня в формате онлайн). Форум организовывает команда «Роскино», а его главная цель – продвижение представителей российской индустрии на международном рынке, о чем сам Колокольников знает не понаслышке. Об этом и поговорили в нашем интервью.
Как в мировой индустрии относятся к российским проектам, актерам?
Интерес к тому, что делают в России, есть, и довольно высокий. Тот же Netflix, например, не только покупает наши фильмы и сериалы, но и сам начинает производить русскоязычный контент. Наши позиции в мировом кинематографе достаточно прочные: у нас колоссальное количество удивительных историй, развитая индустрия, многие российские фильмы представлены на международных фестивалях. Думаю, кстати, что Key Buyers Event – весьма эффективный инструмент для создания имиджа российского контента на международном рынке. Так что у нас все круто, а будет еще круче.
Откуда такой интерес к российскому кино? Оно стало привлекательнее для массового зрителя или это просто часть процесса глобализации?
И то, и другое. Пандемия дала огромный толчок к развитию всех экранных искусств, ведь раньше люди могли свободно передвигаться в поисках новых впечатлений, а теперь вынуждены путешествовать посредством digital-платформ. Netflix делает проекты в Индии, Германии, где угодно – на национальном языке, но с глобальной дистрибуцией. Мы перешли в новую эру, где можем обмениваться такими историями. Вдобавок производственные мощности российского кинематографа заметно выросли, мы снимаем картинку не хуже голливудской с бюджетом в 10 раз меньше. Чего стоят хотя бы «Серебряные коньки», в которых я имел честь участвовать и которые выкупил тот же Netflix – фильм дублирован на 7 языков, а субтитрирован на 28!
В чем, помимо умения грамотно распределять бюджет, наша киноиндустрия выигрывает у Голливуда?
У нас в крови есть это качество – совершать подвиги вопреки всему, и зачастую оптимизация бюджетов и подготовительных процессов – тоже героический процесс. Мы готовы рисковать, изобретать, пробовать новое. Мы – панки в мире кино, и когда в прошлом году вся мировая индустрия затормозила, мы снимали без остановки.
С одной стороны, это круто, с другой – не совсем правильно, потому что есть вещи, в которых нельзя уповать на случай, мол, повезет – не повезет. Тактика «да ладно, давайте рискнем и костьми ляжем, но все-таки сделаем» в целом рабочая, но одновременно нестабильная, нервная и опасная. Конечно, всегда есть моменты, когда ты ничего не можешь прогнозировать. Например, на съемках тех же «Серебряных коньков» неожиданно в феврале растаял лед, и пришлось вызывать МЧС, чтобы они морозили реку, вдобавок пришлось перестраивать все в декорации. К такому не подготовишься!
В отличие от Голливуда у нас нет профсоюзных регламентов. Это, с одной стороны, позволяет быстрее договариваться и ускоряет множество процессов, а с другой, дает ощущение незащищенности для многих работников индустрии.
Вы пересматриваете фильмы со своим участием? Довольны результатом?
Отработал, перевернул страницу и пошел дальше. (Смеется.)
Подумывали когда-нибудь сменить сферу деятельности или продолжаете гореть своим делом?
Помимо актерской деятельности я работаю и продолжаю развиваться в качестве продюсера. Это естественный процесс, когда человек в индустрии может горизонтально двигаться и менять сферу деятельности. Особенно артист, который знает все процессы изнутри.
Я считаю, что сейчас – золотое время киноиндустрии. Появился доступ к контенту на самых разных площадках, материала нужно больше, конкуренция растет, но фильмов и сериалов все равно мало, и тут каждый профессионал, будь то актер, продюсер или режиссер, может рассказать свою историю. Если раньше, например, сложный проект невозможно было реализовать, поскольку тебе сразу говорили: «Ну, а где и кто будет это смотреть?», то теперь почти каждый может найти свою нишу и своего зрителя.
Я считаю себя очень счастливым человеком, потому что могу рассказывать истории и получать за это деньги. Что может быть увлекательнее!
Как вы описали бы себя как артиста?
Одним словом – гений! (Смеется.)
На что больше обращаете внимание при выборе проектов?
Все начинается с литературы. Вообще, кино – это прежде всего драматургия, сюжет, сценарий. Дальше ты выясняешь, кто режиссер, оператор, какие амбиции у продюсера, что он из этого хочет сделать. Простых милых парней я никогда не мог играть, да и мне их никогда не давали. Всегда хочется покопаться в страстях и перверсиях.
Какие советы вы можете дать молодым актерам, которые мечтают покорить Голливуд?
Понятие «покорить Голливуд» сегодня неактуально, Голливуд уже давно здесь – у тебя в компьютере, на стриминговых платформах. Мне кажется, если ты хочешь работать на международном уровне, то прежде всего нужен хороший английский.
Вдобавок ты должен сам разбираться в драматургии. Большое упущение наших актерских школ, что в них артистов не учат разбирать материал, читать и понимать сценарий. Что такое структура сценария, какие законы в драматургии? Это важно, потому что, когда ты выстраиваешь роль, ты составляешь для себя некую дорожную карту, и необходимо понимать нюансы.
Конечно, в первую очередь артист – это исполнитель, гибкий, как пластилин, он воплощает в жизнь написанное на бумаге. Однако, если он и сам выступает в качестве соавтора роли, то характеры получаются гораздо точнее.
У вас подрастают две дочери. Не хотят ли они пойти по вашим стопам?
Им нравится кинопроцесс, тем более что есть возможность наблюдать за ним изнутри. Если захотят – пойдут учиться, но пока желания я не вижу и подталкивать их в эту сторону не собираюсь.
Но против вы тоже не будете?
Если человек находит свое и чувствует в этом удовлетворение, то почему бы и нет? Главное, чтобы его по-настоящему увлекало то, чем он занимается.