«Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать»: какие вредные привычки были у русских поэтов и писателей?
Когда еще вспоминать русских классиков, если не в День памяти Александра Сергеевича Пушкина? Он – один из самых популярных и великих поэтов и писателей в истории не только России, но и всего мира, подаривший нам «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку», «Пиковую даму», знаменитые строки «Я помню чудное мгновенье» и многие другие. Но при всем таланте Александр Пушкин, впрочем, не чуждался простых развлечений: играл в карты и «за зеленым столом был готов просидеть хоть сутки», хоть и проигрывал, а еще обожал… лимонад. Камердинер поэта Никифор Федоров вспоминал: «Бывало, как ночью писать, сейчас ему лимонад на ночь и ставишь». А по словам его секунданта Константина Донзала, отправляясь на роковую дуэль с Жоржем Дантесом, Александр Сергеевич зашел в кондитерскую и выпил стакан лимонада – увы, последний в жизни. И если сам писатель не отличался вызывающим поведением и вредными привычками (карты хоть и были его слабостью, но не переросли в больную зависимость, тянущую за собой неоплачиваемые долги), то многие его коллеги по перу не могут похвастаться тем же. О них и рассказываем.
Сергей Есенин
Поэт Анатолий Мариенгоф рассказывал, что еще в начале карьеры Сергей Есенин нарочно пил прилюдно для поддержания образа гуляки из простого народа, но позже его «наследственный алкоголизм принял патологический характер». Как писал поэт Владимир Кириллов: «Он стал производить впечатление человека, опаленного каким-то губительным внутренним огнем». О пристрастии Сергея Есенина к алкоголю много говорили и при его жизни, и после, и говорят до сих пор. Особенно в последние несколько лет перед смертью поэта обвиняли в пьянстве, дебошах, драках и неподобающем поведении, а современники делились, что загулы доводили его до эпилептических припадков.
Михаил Булгаков
Автор «Мастера и Маргариты» не брезговал тяжелыми запрещенными веществами и входил в число заядлых морфинистов. Изначально писателю прописали это средство для облегчения приступов аллергии, и впервые он использовал морфий в период врачебной практики и вводил его себе самостоятельно. Позже Михаил Булгаков расскажет о своих экспериментах и опыте в одноименном рассказе – одном из тех, которые его прославят. Правда, к 1918-му писатель все же бросил вредную привычку с помощью жены – она постепенно уменьшала дозировку супруга и разбавляла вещество дистиллированной водой.
Иосиф Бродский
Поэту хоть и приписывали увлечение спиртным, но до пьяных дебошей дело у него не доходило. Зато от табачных изделий у Иосифа Бродского была настоящая зависимость – он мог выкуривать до пяти пачек в день. От вредной привычки его не избавили не четыре перенесенных инфаркта, ни две операции, ни строгий запрет от врачей – без табака поэт выдерживал не больше месяца. «Обезьяна взяла в руки камень и стала человеком; человек взял в руки сигарету, и стал поэтом», – отвечал автор знаменитых строк «Не выходи из комнаты» на все замечания.
Сергей Довлатов
Сергей Довлатов был из тех, кто падок на спиртное, и в состоянии алкогольного опьянения совершал иногда довольно странные поступки – однажды он, например, вломился в дом своей подруги Людмилы Штерн и подрался с ее мужем. И хотя сам писатель ненавидел запои, о своей тяге к алкоголю он писал: «Помню о ней проклятой день и ночь». А еще Сергей Довлатов говорил: «Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать».
Иван Крылов
Баснописец был известен не только как автор «Вороны и Лисицы» и других произведений, но и как обладатель отменного аппетита. Как вспоминал поэт и переводчик Михаил Лобанов, больше всего автор любил «добрые щи, кулебяку, жирные пирожки, гуся с груздями, сига с яйцами и поросенка под хреном. Устрицы иногда соблазняли его желудок, и он уничтожал их не менее восьмидесяти, но никак не более ста». При этом советам врачей быть умереннее в еде и соблюдать диету он, конечно, не следовал и говорил: «Я ужинать перестану, наверное, в тот день, с которого перестану обедать», что для него означало «никогда».
Лев Толстой
В молодости Лев Николаевич любил отдохнуть на широкую ногу: много пил и играл в азартные игры, попал в больницу с венерическим заболеванием, бросил юридический, а затем и исторический факультеты. Говорят, к слову, что именно из-за долгов, набранных за азартными играми, он позже сбежал служить. Позже писатель, правда, все же отказался от вредных привычек: во-первых, из-за слабого здоровья, во-вторых, из-за философии, которой стал придерживаться. Одним из ее итогов, например, стало основание в 1887-м «Согласия против пьянства» – общества трезвости, в которое вошли художники Н. Н. Ге и И. Е. Репин, путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай.
Федор Достоевский
В середине 1860-х, после смерти жены и брата, писатель пристрастился к азартным играм (и в особенности – к рулетке), в которых ему, увы, чаще всего не везло. Есть легенда, что Федор Михайлович стремился как можно быстрее закончить «Преступление и наказание» именно потому, что нуждался в авансе от издателя для погашения долгов, а одновременно с этим еще и писал «Игрока» – снова из-за долгов.