Логотип Peopletalk

Юки-онна, Морозко и Крампус: 7 страшных легенд о зиме и снеге для тех, кто плохо себя вел в этом году

Главное изображение статьи
Реклама

У кого-то зима ассоциируется с волшебством новогодних праздников, веселыми гуляниями, горячими напитками, ароматом выпечки и корицы, а также зимними видами спорта. Однако наши предки не так романтизировали сезон холодов, и об этом свидетельствуют старинные предания.

Да и герои фольклора, такие знакомые нам с детства, на самом деле были вовсе не такими добряками, как это показано в советских фильмах и мультфильмах. Аналогичная обстановка и в других странах, где снег и зима породили множество страшилок.

Рассказываем, какие персонажи фольклора из сказаний о зиме и снеге заставят тебя побелеть от страха.


Морозко

Кадр из фильма «Морозко»

Настоящий Морозко из славянского фольклора не имеет ничего общего с тем добрым стариком, который спасает и одаривает добрую падчерицу Настеньку. В советской экранизации он также мог гуманно наказать зазнавшуюся и избалованную Марфушку, однако его деяния ни в какое сравнение не идут с жестокостью духа Мороза, более известного под именами Трескунец и Студенец.

Это языческое божество встречается повсеместно в сказаниях восточных славян, а также чехов, сербов и хорватов. Во всех историях он любит подходить к одиноким путникам в лесу и испытывать, задавая каверзные вопросы. Тех, кто не проходил его проверку на прочность, ждала смерть от обморожения. Особенно Мороз не любит тех, кто жалуется на холод, а вот веселых и бодрых людей, напротив, щадит.

Образ Мороза в сказаниях описывают как старца в шубе и с длинной белой бородой, который перепрыгивает с елки на елку, тем самым усиливая зимнюю стужу. У белорусов его звали Зюзей и представляли, напротив, лысым, босым, без шапки, в белом кожухе с железной булавой в руке. Чтобы дух холода не погубил озимые культуры, нужно было выйти на порог дома и первую ложку кутьи кидать в поле, приговаривая: «Зюзя на дворе – кутья на столе».


Демоны-великаны ётуны

В скандинавских мифах есть царство вечных льдов и холода Ётунхейм, где обитали ётуны – древние великаны. По природе они были необщительны и отличались крутым нравом. Первый из них, Имир, был рожден из хаоса. Он и его собратья вызывали бури, устраивали горные обвалы. Из-за своих проделок ётунов считали врагами как в обители богов Асгарде, так и в Мидгарде, то есть мире людей.


Крампус

Мало кто знает, что у Санта-Клауса был помощник по имени Крампус, который ходил к детям вместе с ним. По сути он и был тем самым «плохим полицейским», который наказывал непослушных детей. Внешне он походил на козла, поскольку его голову венчали большие рога. В руках у него был пучок розог, которыми он стращал нерадивых непосед. Тех же, кто отличился особенно плохими делами, он и вовсе бросал к себе в мешок. Со временем образ Крампуса почти исчез из народной памяти, а отчет за поведение детишки уже давали Санте, который в худшем случае просто оставлял их без подарка.


Снежная женщина-екай Юки-онна

Снежная женщина Юки-онна – злобный дух екай в японском фольклоре. В кайдане (сборнике страшных легенд) ее имя и облик разнится в зависимости от региона. Например, в префектуре Мияги ее называют Юки-бамба (буквально «снежная лошадь»), в Нагано встречается имя Сиккэнкэн (что означает снежная старуха из Нагано), в Ямагато – Юки-дзера (снежная соблазнительница). Обычно ее изображают высокой 20-летней красивой девушкой с длинными пепельными (иногда черными) волосами и прозрачной кожей.

По одной из версий, снежную принцессу выгнали из небесного царства, поэтому в мире людей появился снег. По другой – Юки-онна является призраком девушки, погибшей в метель. Часто екай появляется по ночам в снежную бурю. Она нападает на заблудившихся путников, вторгается в жилища, мучает во снах, пугает до смерти, а иногда и пьет кровь жертв.

В то же время есть истории, в которых она ведет себя противоречиво. Например, в одном из сюжетов она убивает старика, но отпускает живым молодого лесоруба, взяв обещание никому о ней не рассказывать. Когда мужчина возвращается домой, она оборачивается его доброй и воспитанной невестой. Примечательно, что он встречает красавицу в непогоду на пороге своего дома, впускает ее и получает благословение на брак с ней. Они живут счастливо и воспитывают троих детей. Спустя много лет в метель, проезжая мимо того самого места, мужчина рассказывает своей жене о той встрече, и в тот же миг красавица оборачивается екаем. Лишь из-за детей она решает пощадить его жизнь, а сама исчезает в метели навсегда. В более поздних вариантах легенды Юки-онна и вовсе выступает защитницей людей от злых духов.


Якутский бог Улуу Тойон, его ледяная госпожа Буус Дьалкын хотун и чукотский йети чучуна

Кадр из фильма «Иччи»

В сказаниях якутов фигурирует антропоморфный повелитель злых духов (их называют абасы) Улуу Тойон, который обращается в черного ворона (за что его также называют Великим господином-вороном). Согласно поверьям, эта птица не спит, а ее зрение позволяет видеть все миры. Поэтому человек, съевший глаза ворона, не сможет уснуть и сойдет с ума. Но может появиться и в обличье тумана. Его также считают богом смерти, поскольку именно снег ассоциируется со смертью.

Именно Улуу Тойон наделил людей душой и передал знания о разведении огня, что делает его все-таки не чистым злом. Тем не менее он охотно пожирает сердца пленников и манипулирует душами людей, вселяя их в тела хищников. Отсюда в эпосе, например, сказания об одержимых духом медведях, нападающих на людей.

Горе тому, кто рискнет обидеть шамана словом или делом, – Улуу Тойон является его защитником и передает послания только через его уста. Несмотря на мстительность и жестокость, он справедлив и не убивает никого без нужды. Чаще он насылает болезни как сигнал испытания. Спутницей Великого господина-ворона является Буус Дьалкын хотун, ее имя буквально означает «ледяная госпожа с развалистой походкой». Вместе с их детьми он насылает стихийные бедствия, пургу, наводнения, мор.

Вообще, якуты, которые называют себя по-тюркски сахалар (это означает «белый» и «солнечный»), являются солнце- и огнепоклонниками. По их поверьям, 22 декабря Божественное Белое Солнце начинает свой новый круговорот, и с ним начинается новый виток жизни. В этот день сахалар разжигали для духов божественный огонь. С этим событием связана легенда о Быке Холода, или Быке Зимы. Это божество выходит из Северного Ледовитого океана, своим дыханием превращает все в сосульки и снег, а на рогах приносит с собой трескучие морозы. Если рога ломаются, то холод ослабевает. В облике человека хранитель холода предстает как старец Чысхаан с длинной белой бородой. Уже в более позднее время его образ трансформировался в деда-добряка, которого сопровождает внучка Хаарчаана.

В горах Якутии и южнее до Сихотэ-Алиня сахалар рассказывают легенды о чучуне – снежном человеке, покрытом мехом гоминиде, который боится огня и охотится с помощью лука. Ведет он себя довольно цивилизовано, а еще у него просто роскошные длинные волосы. И кстати, в отличие от одиночек йети и бигфутов у него есть довольно приятная компания друзей-чучунов, которые общаются с помощью свиста.


Ледяная дева у скандинавов и славян

Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»

В скандинавском фольклоре встречаются упоминания о Ледяной деве, которая олицетворяет собой зиму и смерть. Не случайно датчанин-сказочник Ганс Христиан Андерсен вдохновлялся ее образом, создавая сказку о Снежной королеве и Деве льдов (которые также имеют реальный прототип – возлюбленную писателя Енни Линд). Обычно ее образ отсылает к великанше и покровительнице охоты Скади, которая была богиней плодородия в зимней ипостаси. Ее атрибутами были лук и лыжи. Ее мужем был бог моря и ветра Ньёрд. Правда, жить рядом с морем она не могла, так как ее будил крик чаек. Поэтому по девять дней Скади живет у мужа в Ноатуне, а затем столько же Ньёрд гостит у нее в горах Трюмхейма (буквально «Обитель шума»). Кстати, позже Скади все-таки оставила его и сожительствовала с Одином, родив ему сыновей. Приключения Скади упоминаются в «Старшей Эдде», «Младшей Эдде» и «Саге об Инглингах».

В фольклоре восточных славян богиней холода и смерти является Мара, или Марена. До сих пор в России сохранился обряд Масленицы, чье чучело из соломы выносят и сжигают в знак приближения весны. Аналогичное шествие устраивали чехи, словаки, лужские сербы, поляки и украинцы. Часто Мара появлялась как призрачный дух, который пугал людей.


Чукотские снежные берсерки

Рэккены признаны самыми опасными снежными демонами коренными жителями Чукотки. Согласно преданию, в них обращаются алчные, жадные, трусливые и мстительные люди. Внешне они похожи на гномов с дополнительным ртом на животе. Под сопками скрываются черноголовые карлики, в скалах – сероголовые, в море – синеголовые. Также встречается описание рэккенов с крабьими клешнями. Передвигаются они на невидимых нартах, запряженных собаками. Людей рэккены ненавидят и насылают на них болезни и несчастья.

Реклама
Рекомендуем