Записываем тему: лучшие учителя России о том, как приручить искусственный интеллект, победить клиповое мышление и стать хорошим педагогом
Учитель. В этом слове звучит история сквозь века. От античных философов до современных школ – образование прошло долгий и увлекательный путь. Его развитие можно смело описывать в целой энциклопедии: наставничество мудрецов, монастырские классы Средневековья, первые академии при Петре I, расцвет советской системы, появление ЕГЭ (пусть пугающего, но упростившего поступление в вузы), обучение на карантине и стремительный переход к дистанционным форматам, а сегодня – искусственный интеллект, который волею судеб проник в сферу образования.
Мир знаний меняется, а педагогам приходится искать новые форматы, чтобы не просто удержать внимание учеников, но и стать для них настоящим авторитетом.
Технологии будут развиваться, предлагая человеку множество полезных гаджетов, но заменить педагога не сможет ни одна машина. В этом мы убедились, беседуя с финалистами всероссийского конкурса «Учитель года – 2025». Как влюбить представителей цифрового поколения в свой предмет? Чем удивить зумеров и альфа, которые привыкли получать информацию в один клик? Об этом читай в специальном проекте PEOPLETALK, посвященном Дню учителя в России.


«У каждого поколения есть свои особенности, но педагог должен ориентироваться прежде всего на учеников, на их восприятие окружающего мира. Это непросто: каждый ребенок – личность, и именно в этом одновременно и вызов, и преимущество профессии».
«Знание иностранного языка открывает перед тобой множество дверей и меняет взгляд на мир. Особенно здорово осознавать, что ты одновременно находишься между культурами и можешь смотреть на одну и ту же вещь с русской и китайской точки зрения».
«Я не против использования искусственного интеллекта в разумных пределах. Он отлично объясняет грамматику, приводит доступные примеры. Если урок еще не скоро, а ребенку интересна новая тема, почему бы не обратиться к ИИ? Но самостоятельные работы все равно должны оставаться самостоятельными».
«Бояться технологий не стоит. Раньше с опаской относились к компьютерам и Интернету, а теперь они неотъемлемая часть образования. Так будет и с искусственным интеллектом: это всего лишь инструмент, который никогда не заменит ни человеческий разум, ни работу учителя. Ведь педагог – не только источник знаний, но и воспитатель. А воспитать человека может только другой человек».


«Школа – место, где формируются правила и нормы, по которым живет общество. География здесь играет особую роль: она помогает сформировать свою прочную локальную идентичность и воспитывает чувство сопричастности с регионами большой страны. От Чукотки до Калининграда, от Мурманска и до Дагестана – это все наша страна, и мы несем за нее ответственность».
«Базовая трудность любого учителя – управление поведением школьников и мотивация. Я решаю эту задачу через четкие правила и личный интерес. Какую бы тему мы ни изучали, стараюсь находить в ней отражение нашего города, региона и страны. Это требует времени, но именно так урок становится живым, а дети сильнее ощущают ценность полученной информации».
«Я скептически отношусь к теории поколений. Россия – страна разных скоростей, условия в регионах слишком различаются, чтобы всех объединить в одну модель. Но удерживать внимание школьников стало сложнее. Это требует от учителя адаптации: урок должен включать смену видов деятельности, разнообразные формы работы. Я вижу в этом стимул к развитию: меняются дети, технологии, привычки – значит, должны меняться и мы».
«Искусственный интеллект изменит нашу жизнь, но бояться бессмысленно – нужно учиться работать с ним и учить этому детей. Когда-то мы вводили уроки по работе с компьютером и Интернетом, и теперь это норма. Главное – не утратить способность думать самостоятельно».


«Современным ученикам тяжело преодолевать барьеры длинных текстов, поэтому роман в 600 страниц становится настоящим испытанием. Многие привыкли к коротким форматам видео, и книга проигрывает роликам в яркости. Важно найти баланс: чтение формирует личность и духовность, а технологии могут быть приятным дополнением».
«Язык классиков отличается от привычного, и учителю приходится буквально переводить с русского на русский. Но именно в этом и заключается наша задача – научить детей слышать голос классической литературы».
«Ребенку одинаково важно уметь анализировать и создавать. Чтобы творить, нужно понимать, как устроен текст. Даже Пушкин учился у Жуковского, прежде чем превзойти его. Так и сейчас: сначала анализ, потом творчество».
«Необходимо создавать задания, которые невозможно выполнить с помощью искусственного интеллекта. Интернет дает готовые решения, но не развивает мышление. Поэтому нужны креативные и необычные форматы заданий: квесты, дебаты, творческие мастерские. Так уроки перестают быть рутиной и становятся настоящим искусством».


«Учитель в ответе за воспитание будущего поколения и вносит свой вклад в развитие страны. Это не только про передачу знаний, но и формирование личности. Важно сохранять верную дистанцию: оставаться педагогом, но при этом быть человеком, которому доверяют».
«Интернет лишил педагога монополии на знания, и теперь нужно еще глубже укреплять собственную эрудированность: насыщать урок фактами, объяснять причинно-следственные связи, давать пищу для дискуссий. История располагает к диалогу, и это бесценно: обсуждения формируют у ребят ценности, критическое мышление и умение грамотно общаться».
«Искусственный интеллект – еще один вызов. Пока сложно однозначно оценить его пользу или вред. Одна из ключевых задач гуманитарных дисциплин – научить думать и выражать свои мысли. Для меня важно, чтобы работа, которую я задаю, была результатом труда ребенка, а не искусственного интеллекта. Отсюда вывод: задания должны быть творческими, такими, чтобы их нельзя было просто сгенерировать».
«Я не призываю полностью отказаться от ИИ. Это рабочий инструмент, который может облегчить жизнь, но для того, чтобы что-то упрощать, нужно сначала овладеть базовыми навыками. Если ребенок будет сразу идти по легкому пути, он не научится искать и проверять информацию, структурировать ее. Тексты, написанные нейросетью, безжизненны, и педагоги это чувствуют».


«Клиповое мышление – это не приговор. Важно правильно построить урок, заинтересовать, удержать внимание и показать, что материал следует не просто вызубрить, а проанализировать и проговорить своими словами. Только тогда знания становятся прочными».
«Химия и биология требуют анализа, умения пропускать материал через себя, чтобы по-настоящему понять. Я стараюсь объяснять сложные вещи максимально просто, приводя жизненные примеры и аналогии. Например, изучая окислительно-восстановительные реакции, мы сравниваем: окислитель — злой, он забирает электроны; восстановитель – добрый, он их отдает».
«У искусственного интеллекта две стороны медали. С одной стороны, это удобный инструмент: можно быстро найти нужную информацию, определить растение без справочников и учебников. Но с другой – чрезмерное использование ИИ мешает развиваться. Когда все делается за тебя, снижается концентрация, материал не осмысливается и быстро забывается».
«Для учителя ИИ может быть союзником: он помогает составить задания, сэкономить время на проверке, но использовать его нужно разумно. Мы не можем полностью доверить подготовку уроков машине, ведь задание должно побуждать ученика думать и анализировать».
Даже в эпоху цифровых технологий люди по-прежнему доверяют учителям больше, чем Интернету и новым гаджетам.
День учителя – отличный повод вспомнить о том, как важен труд педагогов. Молодое поколение видит в этом празднике не только уважение к преподавателям, но и теплую школьную традицию, которая вселяет веру в будущее.
Сегодня PEOPLETALK поздравляет всех учителей и желает удачи тем, кто только начинает свой путь в профессии. Кстати, в 2025 году число молодых педагогов выросло на 25%, и это вдохновляет – значит, все больше людей хотят помогать детям учиться и развиваться.
Фотограф: Александр Новиков
Стилист: Кристина Константину
Визажист: Евгения Воробьева
Сет-дизайнер: Мария Парфишина
Гафер: Кирилл Ламбурт
Ассистент стилиста: Виктория Черноусова
Продюсер: Анастасия Фридман
Дизайн: Татьяна Курьякова
Текст: Елизавета Федутинова