По кинотеатрам России свое королевское шествие завтра начнет «Жанна Дюбарри» с первой после многолетнего скандала ролью Джонни Деппа. В мае картина открыла Каннский кинофестиваль, где удостоилась семиминутных оваций, но после просмотра становится очевидно – адресатом аплодисментов был скорее Джонни Депп, триумфально вернувшийся в большое кино, нежели сам фильм как продукт индустрии.
Действие костюмированной драмы разворачивается во Франции XVIII века, за пару десятилетий до французской революции, и рассказывает о простолюдинке Жанне Бекю, которая уверенно шагает вверх по социальной лестнице через постели представителей высших сословий. В числе ее покровителей оказываются и граф Дюбари, и маршал Ришелье, и, наконец, Его Величество король Людовик XV. Так вчерашняя куртизанка становится фавориткой монарха, чему ожидаемо рад лишь он сам, но никак не королевская семья и придворные.
Вообще, Жанна Дюбарри – персонаж в массовой культуре довольно известный. Александр Дюма вписал ее в роман «Жозеф Бальзамо, или Записки врача», Федор Достоевский упоминал в своем «Идиоте», Теодор Драйзер – в «Финансисте», а на экранах в разные годы героиню играли Теда Бара, Пола Негри, Мартин Кароль и другие. Теперь же эстафетную палочку перехватила Майвенн – режиссер современной «Жанны Дюбарри» и исполнительница главной роли.
И ее Жанна Дюбарри хоть и из XVIII века, но не без уклонов в современную повестку, а потому отказывается позировать художнику голой («Это мое тело»), позволяет себе мужской костюм или любезности с чернокожим рабом – подарком короля.
Впрочем, на общей атмосфере фильма это сказывается мало, и на выходе «Жанна Дюбарри» получается классической костюмированной драмой с завязкой в духе «Золушки».
Если копнуть глубже, то наша Майвенн – Джулия Робертс из «Красотки» на пару веков пораньше, а Джонни Депп – Ричард Гир, на пробу оказывающийся человеком чувствительным и вполне приятным.
Во дворце даже находится королевский секретарь Ля Борд, в отличие от многих, сумевший проникнуться к несчастной отвергнутой, ведь куда в такой истории без второстепенного персонажа, нет-нет да и проявившего сочувствие к главной героине?
Впрочем, ругать «Жанну Дюбарри» за соответствие канонам не хочется – Майвенн очевидно и не пыталась переизобрести жанр или совершить революцию, а потому сделала вполне достойное кино для массового зрителя с очевидными метафорами (когда над Жанной Дюбарри, например, начинают формально сгущаться тучи, в небе реально темнеет), персонажными клише (сколько раз на экране мы видели «лишних людей», все же покоряющих своей простотой), оркестровой музыкой на фоне и историческими справками. И важно понимать, что такая классика – лучшее, что мог сделать для себя Джонни Депп в контексте камбэка. Сама роль здесь не требует от него сложносочиненности или экспериментов, нарочитого безумия или гиперболизированных эмоций – его Людовик XV сух, статичен, по-королевски отрешен и неразговорчив. Этой ролью актер будто идет на компромисс: хороший вариант, чтобы спокойно вернуться в рабочее русло, но плохой, если нужно этим возвращением заявить о себе. Но самому фильму это идет на руку – кажется, не будь у «Жанны Дюбарри» приставки «первая роль Джонни Деппа после развода», открытия Канн и такого зрительского внимания она бы не сыскала.