Недавно VK Музыка вместе со студией подкастов «Шторм» запустила новый сезон подкаста «Музы». Каждый выпуск – это история жизни одной женщины, которая долгое время оставалась в тени известного мужчины, но играла особую роль в его становлении.
До самого конца слушатель не знает, о какой героине идет речь. Так у него есть возможность увидеть мир глазами музы и ощутить все, что она чувствовала.
Каждый эпизод озвучивает новая героиня – Ольга Серябкина, Елена Пинская, Dead Blonde, Сюзанна, Mary Gu и Лолита Милявская.
Голосом Лолиты звучат мемуары Коры Ландау – жены выдающегося советского физика Льва Ландау. Мы поговорили с артисткой о том, какие качества должны быть у музы и почему она выбрала именно эту героиню.
Я выросла на «Театре у микрофона» (программа, в которой артисты театра озвучивали книги и пьесы, можно сказать, радиоспектакли). Это было замечательно. Была возможность послушать голоса великих артистов, на которых ты точно не достал бы билеты в то время. Я жила, скажем так, в маленьком городке, во Львове, и меня это воспитало. Когда я росла, даже не представляла, какой это адский труд – без визуализации голосом достигнуть сердца слушателя. И я поняла, что с этим мне будет тяжело. Но я, конечно, авантюрист, и согласилась сразу, крича от восторга, еще когда услышала состав участниц. Это был эксперимент для всех.
Я понимала, что будет достаточно много художников, поэтов, писателей, то есть тех, кто так или иначе на слуху. Биография супруги Льва Ландау Коры – одна из моих любимых. Это первое, что меня потрясло из таких откровенных женских биографий. Сейчас многие говорили бы про абьюз, рассуждали бы про различные расстройства, тогда таких слов не было. Просто эта женщина так жила и нашла в себе смелость очень откровенно описать все. В биографиях, связанных со многими великими людьми, глава, скажем так, сексуальной и прочих интимных составляющих жизни, как правило, не упоминается либо упоминается вскользь. Здесь же все достаточно подробно, но не из-за того, что это носит сексуальную окраску, а из-за того, что это более чем болезненно. Поэтому для меня это очень мощная литература.
Когда я читала ее в первый раз, наверное, лет 15 назад, она вызвала у меня абсолютный негатив. А сейчас она вызывает совершенно обратные ощущения. Я и тогда за нее переживала, но, читая, каждый раз думала: «Сумасшедшая баба, нет чтобы послать. Какой же он козел! Да мне плевать, что он великий, плевать, что он гений!» А сейчас я эту историю по-другому воспринимаю. Мы больше наслышаны о работе психологов, и поэтому уже понимаем, что могло произойти с человеком, чтобы он оказался именно в этих отношениях. Тогда я в этом глубоко не копалась, а на сегодняшний день мне ее не просто жалко, она одна из любимых героинь. Это великое преодоление себя – так искренне написать про все, что с тобой было, может только очень большая личность.
Я, конечно, не очень люблю фразу, связанную с генералитетом, о том, что женщина из солдата делает генерала и что-то в этом роде. На личном опыте я не сталкивалась с этим, поэтому подтвердить или опровергнуть эту фразу не могу, но все зависит от того, как складывается пара. Если она складывается как единый организм, в котором у головы есть руки, ноги и туловище, то, наверное, они идут в одном направлении. А если ты начинаешь кому-то слепо служить и кто-то ведет себя как вампир, и моральный, и физический, и ты умудряешься от этого служения получать удовольствие, это к психиатру.
Во всем есть аномалии, но, может быть, благодаря этой аномалии и проявляется гениальность. У каждого своя задача на Земле, и, раз человеку дано такое испытание, оно для того и дано, чтобы справиться. Но, с другой стороны, может быть, для того чтобы появилось еще одно гениальное открытие или произведение. Поэтому, мне кажется, это рассуждение на уровне того, что важнее – курица или яйцо.
С одной стороны, муза – это всегда что-то возвышенное и недосягаемое. Это то, что, конечно, может накрыть на стол, но всегда изящно.
А с другой стороны, это служение, это принесение себя в жертву. И пока я не стала свидетелем ни одной напечатанной биографии, которая могла бы это опровергнуть. Это каторжная работа, когда ты себя кладешь на алтарь гения. Ты изначально понимаешь, что рядом с тобой человек крайне неординарный, и веришь в его гениальность, подпитываешь его. Это далеко не каждому дано, это особый склад женщин, вероятно. Но мне неведомый. Наверное, потому что я не жила с гениями и тяжело представляю себя в духовном рабстве. Хотя жить с идиотами так же трудно, как с гениями. Это на личном опыте проверено. С гением ты продуктивна, ты потом войдешь в историю, а тут ты просто статистика для учебников по психологии.
Я из тех как раз, кому надо служить, и хорошо отдаю себе отчет, что это невозможно. Наверное, в парах, где женщины служат мужчине, это возможно благодаря психотипу женщин, их физиологическим качествам. Со мной тяжелее, потому что мне нужно ломать мужчину до уровня женщины. А это всегда сложно, они сопротивляются. Я, конечно, иронизирую на эту тему, но я просто примеряла эту роль.
Им нужны другие женщины. Да, это созависимость, это тяжелая работа, но без нее мы потеряли бы большое количество мемуаров. Я не думаю, что гениев от этого было бы меньше, они бы все равно нашли кого-нибудь, кто им служил бы.
Есть один мужчина, которого я люблю до сих пор. Я считаю его идеальным. Но он умер 2000 лет назад, это Марк Аврелий. Он потрясающий философ, умнейший полководец и приверженец стоицизма. Это как раз то, что меня последнее время держит на плаву, то, что я пропустила в институте, и то, что я потом осваивала самостоятельно. Это философское течение, которое мне нравится. Он один из тех, кто меня покорил.
Если говорить о тех, кто не так давно ушел, то это Фрэнк Синатра. Это тот мужчина, с которым я не жила бы, но мне нравится его история, потому что это история взлетов и падений. По-мужски это не очень привлекательная история, но она человеческая. Это человек, с которым я находилась бы рядом, и у нас были бы драки, поэтому… Об этом говорит и его история любви с выдающейся актрисой. По-человечески он меня не всегда радовал, но его творческая история взлетов и падений именно меня мобилизовала в определенный период жизни.
В этом году я не предвижу новый музыкальный материал. Поэтому я готовлюсь к концерту, который будет называться «Лолита. 60, и этим все сказано». Не основываясь на новом материале, не основываясь на старом материале – я его тоже переслушала и поняла, что, наверное, я вот этот момент спела, и он остался там, мне не захотелось ничего вернуть. Моя работа рутинна. Рутина заключается в том, что в подготовке концерта есть куча встреч, договоренностей – от творческих до коммерческих – это то, что никому не интересно. Гораздо интереснее прийти в зал, посмотреть и подумать: «Что, в 60 еще двигается, да?» Но у меня перед глазами есть пример человека, с которым… Простите, я вас дезинформировала, у меня есть сегодняшняя муза. Это мужчина, которому 83 года, которому вы никогда не дадите 83 года. По сути, по огню в глазах это мальчишка. Это выдающийся художник с мировым именем Юрий Купер.
Удивительнее мужчины я не встречала. Каждый раз, когда я с ним встречаюсь, он меня обнимает по-отечески, и я чувствую себя очень маленькой. А потом я думаю: «Вот 30 лет назад это был бы единственный мужчина, за которого я боролась бы». Понятно, безуспешно, потому что его романы носят головокружительный мировой флер. В этом мужчине для меня есть все: и гениальность, и символ отца, и символ мужчины, вот это один-единственный из ныне живущих. И когда под свои 60 я начинаю ныть, вспоминаю Купера. Вот я нашла вам героя моего времени. Считайте, что он в тройке моих мужчин, и, слава Богу, он ныне живущий.