Логотип Peopletalk

Знаменитые фальсификаторы в искусстве, которые обманули всех – даже экспертов

Главное изображение статьи
Реклама

Кажется, что сюжет в стиле фильма «Как украсть миллион» с подделкой Ван Гога – проблема современного мира, когда человек гонится за миллионами, подделывая очередного Ван Гога, Пикассо или Рембрандта.

Например, один из самых знаменитых скульпторов и представителей Высокого Возрождения – Микеланджело, в начале своей карьеры занимался фальсификацией. Молодой мастер создал несколько статуй (среди которых «Спящий Купидон»), когда работал на Медичи. И было решено для более выгодной продажи, закопать их в землю, чтобы состарить и продать как антиквариат. Подделку «Купидона» купил кардинал Раффаэле Риарио, который в итоге заподозрил обман и разоблачил его. Однако талант скульптора так поразил его, что он не только не потребовал деньги назад, но и пригласил Микеланджело работать в Ватикан.

В эпоху Возрождения копирование античных мастеров было частью обучения. И иногда такие копии, созданные из мести, тщеславия или простого желания подшутить, со временем сами становились частью истории искусства. Но давайте перенесемся ближе к нашему времени, когда для подделки уже недостаточно просто закопать работу на пару лет в землю. Колумнист PEOPLETALK Екатерина Андреева раскрыла имена известных и хитрых фальсификаторов, которым удалось обмануть коллекционеров и экспертов.

Екaтерина Андреева, создатель проекта об искусстве YaAndArt

Сегодня масштабы фальсификации колоссальны: по оценкам некоторых экспертов, до 50% предметов на арт-рынке могут быть подделками или иметь неверную атрибуцию. Подделывают все: от русского авангарда (Малевич, Кандинский) до современных полотен.

Хан ван Меегерен. Фото: Getty Images
«Христос в Эммаусе». Фото: Getty Images

Хан ван Меегерен стал одним из самых известных фальсификаторов XX века, прославившись подделками картин Яна Вермеера и Питера де Хоха.

Меегерен был талантливым художником, но долгое время не мог добиться никакого признания со своими оригинальными работами. В итоге желание отомстить критикам привело его к фальсификации. Тщательно изучив технику старых мастеров, он написал картину «Христос в Эммаусе». В 1937 года ведущий искусствовед Абрахам Бредиус признал ее утерянным шедевром Вермеера, что принесло Меегерену огромные деньги и славу «первооткрывателя».

Афера раскрылась лишь после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что другую подделку Меегерена – «Христа и судей» – купил нацистский преступник Герман Геринг. Фальсификатора арестовали за сотрудничество с врагом, и, чтобы избежать более тяжкого обвинения, ему пришлось признаться в подлоге. Однако никто не поверил, что работа является подделкой. Пришлось доказывать это: под наблюдением суда он написал ещё одного Вермеера – «Молодой Христос, проповедующий в храме». Меегерена приговорили к году тюрьмы, но он умер от сердечного приступа, так и не отбыв наказания, оставшись в истории как человек, обманувший и искусствоведов, и нацистов.


Элмир де Хори. Фото: Getty Images

История Элмира де Хори похожа на авантюрный роман. После Второй мировой войны художник приехал в США, выдав себя за обнищавшего аристократа, пережившего концлагеря. Ни тем, ни другим он не был, но был гениальным выдумщиком.

Его карьера фальсификатора началась почти случайно: однажды покупательница приняла его рисунок за работу Пабло Пикассо, Де Хори не стал возражать. И начал карьеру с подделок Пикассо, а затем взялся за Матисса, Модильяни и Ренуара. Его техника была безупречна. Он продал более тысячи подделок, живя на широкую ногу, ну как и положено аристократу, хоть и ложному. Все рухнуло, когда его дилер Фернан Легро неосторожно продал сразу 58 картин одному техасскому магнату, что вызвало подозрения. Де Хори скончался в 1976 году, а ирония в том, что сегодня его подделки сами стали объектом коллекционирования, и появились фальсификаторы, подделывающие работы де Хори.


Том Китинг. Фото: Getty Images

Если Меегереном двигала месть критикам, а де Хори жажда красивой жизни и признания, то Том Китинг объявил войну всей системе арт-рынка. Не сумев продать достойно свои работы, он считал мир искусства прогнившим и алчным.

Китинг создал более двух тысяч подделок. Его работы были дерзкими и остроумными: он намеренно допускал в картинах анахронизмы, использовал неподходящие историческому периоду краски, а иногда даже писал на холсте грубые комментарии белилами, прежде чем покрыть их живописным слоем. Если посветить на такой холст рентгеновскими лучами, можно обнаружить «посыл» автора. Китинга арестовали в 1970‑х, благодаря чему он стал знаменитостью и даже выпустил автобиографию.


Хелен и Вольфганг Бельтракки. Фото: Getty Images

Вольфганг Бельтракки, которого называют «фальсификатором столетия», вывел искусство обмана на новый уровень. Они с женой Хеленой десятилетиями дурачили главные аукционные дома. В чем же был секрет Вольфганга?

Бельтракки умел не просто копировать, а вживаться в стиль художников XX века. И он не подделывал известные полотна, а придумывал новые, неизвестные работы в манере великих мастеров, которые те могли бы написать. Но этого недостаточно для гениального обмана. С супругой они создавали важную составляющую шедевра – провенанс, то есть легенды о происхождении картин и истории их хранения в последующие десятилетия и столетия. Пара мастерски подделывала истории картин и старые фотографии, создавая надежную легенду.

Их поймали из-за невнимательности: в очередной подделке Бельтракки использовал титановые белила, которые не существовали при жизни подделываемого художника. После выхода из тюрьмы, фальсификатор стал звездой, сегодня он легально продает картины под своим именем.


Сальвадор Дали. Фото: Getty Images

Самый подделываемый художник в истории – Сальвадор Дали. В 1960-е годы, когда художник уже был мировой знаменитостью, его жена Гала придумала способ делать деньги буквально из воздуха. Суть проста: Дали подписывал чистые листы бумаги, предназначенные для литографий издательств. Французский издатель Пьер Аржийе платил ему по 10 долларов за каждую подпись. За час Дали мог подписать полторы тысячи экземпляров, зарабатывая около 15 000 долларов в час.

Итог этого завода по штамповке подписей крайне прост: Дали и Гала зарабатывали на этих листах, но переполняли рынок фальшивыми работами с оригинальными подписями мастера. Это привело к ожидаемому заявлению Гала: «Не хотите нарваться на подделку? Покупайте напрямую у нас!» Так они избавлялись от посредников и не теряли денег при продаже работ.

Хотелось бы, конечно, купить оригинальную работу, поэтому все что могу рекомендовать, – приобретайте полотна молодых художников напрямую, без посредников.

Реклама