ArtTalk с Henry Mova: весенняя перезагрузка
Искусство – вещь непростая, а современное искусство – вообще отдельная история. Мы решили разобраться в этом вопросе и подготовили совместный проект с Генри Мова, которая поделилась своим оригинальным взглядом на мир искусства через призму высоких технологий и новых подходов. Henry Mova – героиня эпохи метамодернизма, арт-хантер и первая представительница концептуального направления bionic art. Ее миссия – поиск инновационных решений в современном искусстве и художников-экспериментаторов, которые способны положительно повлиять на общество, чтобы сохранить баланс в мире.

Каждый месяц в рубрике ArtTalk c Генри Мова выходят материалы, которые помогут непрофессионалу хоть чуть-чуть разобраться в искусстве и узнать участников арт-сцены, на которых мы будем ориентироваться в будущем. В этом выпуске наш колумнист рассказывает о важных фигурах российского искусства второй половины XX века, их влиянии на развитие арт-сообщества, киборгизации скульптур, глюках и помехах в картинах, а также технологических экспериментах, которые могут изменить даже привычное цифровое искусство.
Апрель выдался невероятно активным месяцем. Сразу несколько интригующих выставок, масштабная ярмарка, новые эксперименты на грани искусства, музыки и технологий. И конечно, классные находки, которые мне принесла моя арт-охота. Набираем обороты, вдохновляемся и расширяем горизонты созидания.

Ярмарка современного искусства – это не только большой источник красочных и концептуальных фотографий для Instagram. Это уникальная площадка, где можно в одном месте в один день познакомиться с участниками и представленными произведениями, узнать больше о направлениях в искусстве, концепциях и взглядах художников, приобщиться к культурной эстетике и узнать о темах, волнующих креативное сообщество, их исследованиях как человеческих возможностей, так и технических. На многих ярмарках за рубежом доминируют темы, направленные на развитие экологического подхода к жизни, толерантности, равных прав для всех, эта волна дошла даже до Cosmoscow 2020. Прошедшая в начале апреля в Гостином Дворе Art Russia Fair дает шанс как галереям, так и независимым художникам показать самое передовое и актуальное искусство. Правда, чтобы найти действительно необычное, нужно иметь прицельный взгляд и ориентироваться в индустрии. Лично от себя скажу, что участники не рисковали выставлять что-то сверхординарное. Но, как считает мой очень любознательный Google friend, кто ищет, тот найдет!
Роботизируй это, роботизируй то
Моя главная находка на Art Russia Fair 2021 – собранные из металлолома скульптуры рыб, насекомых и других неведомых существ самобытного художника из Ярославля Дениса Куликова. Он представляет развивающееся и популярное направление в современном искусстве recycled art. Вместо того чтобы выкидывать бытовую технику, детали автомобилей и другие металлические части, Денис создает из них прототипы животных и морских обитателей, очень похожих на роботов. Только не все его творения представляют реальную фауну, большинство – это исследования на тему эволюции с учетом киборгизации живых существ. Футуристические зарисовки Джеймса Кэмерона и Ридли Скотта благодаря виртуозной сборке и фантазии Дениса Куликова приобрели потрясающие (и немного ужасающие) очертания. Кстати, все скульптуры подвижные и гибкие. Осталось внедрить чип с ИИ, и можно наслаждаться киберпанком! Прости, Boston Dynamic…

В такое высокотехнологичное будущее отлично впишутся стерео-лайт-панели Константина Худякова, работающего в цифровой художественной технике. Особенно меня порадовал стенд проекта Upgrade, представляющего несколько художников, неравнодушных к глитчу и технологичным цифровым фишкам.

Например, инсталляция Алексея Дьякова состоит из двух частей: скульптуры младенца, подключенного к проводам вместо утробы, и монитора с повторяющимися цифрами 0 и 1. В этих цифрах двоичным кодом зашифровано слово «любовь», и поднимается очень важная тема для рассуждения в лучших традициях робоэтики Айзека Азимова. А вы задумывались, может ли техника иметь чувства? Вспомните об этом в следующий раз, ругаясь с ноутбуком или хлопая дверцей холодильника.

Мое отдельное внимание заслужили монохромные картины Максима Кокина. Представьте, что черный квадрат Малевича «заглючил». Вот так могла получиться «Весна», идейно позитивное, но по факту пессимистичное произведение. Сбой в матрице, произошедший весной 2020 года, в интерпретации художника выглядит именно так. Кокин вдохновляется эффектом глитча – помехой, которая может изменить реальность вокруг на долю секунды либо навсегда оставить ее в зависшем и ошибочном состоянии.
Выйти из сумрака
Если в вашем головном data-центре отсутствует информация о становлении современного российского искусства, то загрузить и обновить данные с помощью ярких визуальных примеров поможет выставка Dream Catcher в ILONA-K artspace. Две экспозиции представляют разные взгляды на частное коллекционирование, на развитие искусства и художественных подходов, на темы, которые оказываются в центре внимания общества.
Я остановилась на собрании Стеллы Кесаевой, которое наглядно показывает переход от московского концептуализма и соц-арта к наброскам постмодерна. Культовые имена, повлиявшие на становление художественных взглядов нескольких поколений, должны впечатлить ценителей искусства. Новым art-любителям может быть интересно с ними познакомиться, особенно потому, что подобный контент не имеет большого цифрового архива… пока.
Посмотреть есть на что, и можно соотнести это с историческим контекстом, например: работы Виталия Комара и Александра Меламида – основоположников соц-арта (это тот же поп-арт, только через призму переизбытка политической идеологии социализма).

Юрия Альберта – знакового представителя московского концептуализма (Альберт – автор многих текстовых «мемов», еще когда их не было в Интернете и соцсетях, и у них большой потенциал «завируситься» по сей день!), Бориса Орлова – известного скульптора в жанре соц-арт (его серия «имперских» бюстов иронизирует над классической скульптурой и символами власти), Анатолия Осмоловского – яркого представителя московского акционизма (это скандальные перформансы, радикальное искусство шока, рядом с которым даже нефильтрованное творчество Алишера Валеева смотрится детским лепетом), Олега Кулика – перформансиста и художника, известного своими акциями и провокационными творческими экспериментами с телами животных (ничего не напоминает? Это же Дэмьен Херст по-русски).
Конечно, есть несколько работ Александра Косолапова – ключевой фигуры соц-арта (думаю, вы помните скульптуры девушек-спортсменок с автоматами и унитазом, о которых я недавно рассказывала, только в ILONA-K artspace представлены более ранние работы с вариациями на тему рекламных баннеров Marlboro).

Моим крашем на выставке стал «Голубой Горби», он главный fashionista экспозиции. Обогнал даже фотографию с Кейт Мосс Владислава Мамышева-Монро, которая ближе всех подобралась к нашей реальности, демонстрируя возможность наложения масок, стикеров, фильтров и эффектов на изображение.

Работа Мамышева-Монро в какой-то степени определила современный контент, доступный каждому в социальных сетях и приложениях.

Немного обогатившись исторически, можно спокойно продолжить апгрейд новинками весеннего сезона. Еще дальше в экспериментах на грани искусства, технологий, науки и музыки ушли художники в рамках выставки Experimental Music and Art Expo 2021, проходящей в ММОМА. Сразу скажу, что работы действительно научно-экспериментальные и несут в себе Искру познания.

Если вы еще не готовы воспринимать sound art как продукт нейросети, основанный на движениях пары десятков личинок в стеклянном стакане рядом с вами, то лучше отложить свое знакомство с этим «чудом» био-арта от Сергея Костырко под названием «Сыр с личинками». Но морально можно уже готовиться, так как анализ биосистем и инженерные приложения займут свою специфическую нишу в индустрии наравне с эко-артом и recycled art.

Разбор отношений между интеллектуальной бытовой техникой и пользователями стал ключевым в инсталляции Alexiety от !Mediengruppe Bitnik, в которой цепочка чувств «Любовь – Отчуждение – Тревога», испытываемых человеком к устройствам с голосовыми ассистентами, представлена в виде музыкальных композиций, воспроизводимых несколькими умными колонками.
Искусство продолжает свой путь к совершенствованию и модернизации, то семимильными шагами двигаясь в цифровое будущее, то обращаясь к недавнему прошлому для лучшего анализа и прогноза изменений. Главное – успевать вовремя обновлять свои знания и наслаждаться полученным опытом.
Благодарим FprBuro Communications Agency за помощь в подготовке материала!