20 лет назад в мировой прокат вышел первый фильм саги, положивший начало культовой приключенческой франшизе и подарившей нам Капитана Джека, а авторам фильма – пять номинаций на «Оскар» и больше полумиллиарда долларов кассовых сборов. Для слегка устаревшей на тот момент истории о пиратах это был мощный старт, и еще несколько лет им удавалось удерживать планку и внимание зрителя, но четвертая и пятая часть потопили проект Disney, а последняя и вовсе удостоилась трех номинаций на «Золотую малину» (неплохой разгон от «Оскара» до главной антипремии мира, да?), грустно завершив пиратскую сагу, когда-то подающую большие надежды.
Свистать всех наверх!
Когда Walt Disney Pictures создавали «Пиратов», они черпали вдохновение из одноименного аттракциона, установленного в «Диснейленде», то есть из хорошего увеселения для детей и взрослых логично получился неплохой развлекательный проект. При этом студия сильно рисковала: во-первых, эра пиратского кино закончилась еще в 1940-х, во-вторых, конкурировать с другими фантастическими боевиками в прокате в начале нулевых было сложно (в кино как раз шли «Властелин колец» и «Гарри Поттер»).
Создать увлекательную историю помогли сценаристы Тед Эллиот и Терри Россио, написавшие «Аладдина» и «Шрека» и предложившие новое прочтение классических пиратских фильмов – так в «Пиратах Карибского моря» появилась мистическая линия с проклятием и черной магией. Дело оставалось за выбором главного героя, на роль которого поочередно рассматривали то Мэттью МакКонахи, то Джима Керри, то Кристофера Уокена, то Кэри Элвиса. Да, Джонни Деппа, к началу нулевых уже завоевавшего себе славу голливудского красавчика и звезды серьезного кино, на роль в семейном блокбастере не то чтобы очень зазывали. В Walt Disney Pictures он пришел сам, услышав о готовящейся адаптации тематического парка «Пираты Карибского моря» в фильм, и ему же принадлежит идея эксцентричного и бунтарского образа Джека Воробья, к которому студия сначала относилась с опаской (председатель студии Майкл Айснер так и сказал: «Он губит фильм!»). Как признавался сам актер, такое прочтение своего персонажа он придумал, когда изучал пиратов XVIII века и увидел в них сходство со звездами рока, а потому позаимствовал некоторые элементы имиджа у своего приятеля Кита Ричардса, гитариста Rolling Stones. Отсюда вычурность, накрашенные глаза, дреды, ром за пазухой и десятки украшений.
Впрочем, это сработало, а еще одним критерием успеха проекта стал Гор Вербински, приглашенный на должность режиссера, – после успешной адаптации японского «Звонка» он точно знал, как сделать необычную историю с аутентичными героями.
В общем, воплотить «аттракцион» на экране у «Пиратов» явно получилось. Это было авантюрно, красиво, эффектно, драматически продуманно (чего только стоит линия с Уиллом Тернером и Элизабет Суон, которые не могут быть вместе) смешно и местами даже страшно – в общем, идеальный рецепт для успешного коммерческого проекта был, кажется, найден, и классический приключенческий сюжет с долей мистики, хорошей графикой, запоминающейся музыкальной темой (над этой частью, кстати, работал Ханс Циммер) в итоге окупили себя, так что Walt Disney Pictures практически сразу после премьеры первого фильма приступила к работе над двумя продолжениями. Вопрос был лишь в том, как повторить столь громкий успех?..
«Стоит разок умереть, и приоритеты тут же меняются»
Вторая часть саги «Сундук мертвеца», вышедшая через три года после первой, оказалась самой успешной картиной саги, принеся студии «Оскар» за «Лучшие визуальные эффекты» и больше миллиарда долларов в прокате, но создатели фильма понимали, что эту историю пора заканчивать, пока она не исчерпала себя, а потому «На краю Света» априори готовили как финал знаменитой франшизы, которая уже успела завоевать мир. Они оказались правы, и это стало еще очевидней после премьеры третьей части «Пиратов». Да, снова были две номинации на «Оскар», снова почти миллиард в прокате, но зрители жаловались на обилие второстепенных линий, затянутость сюжета и усталость от неменяющегося образа Джонни Деппа.
Режиссер Гор Вербински стремился не просто повторить уже окупивший себя рецепт, а привнести во франшизу что-то новое – более глубокое, серьезное, мрачное. Частично это получилось, частично, как показывают отзывы, – нет. На третьей серии «На краю Света» он планировал остановиться, и это читается даже в финале самого фильма, когда ту самую пиратскую песню, с которой в исполнении маленькой Элизабет Суон открывалась сага, поет уже ее сын.
С этим, правда, оказались не согласны Walt Disney Pictures, но договориться с постановщиком оригинальных трех частей не удалось, так что режиссерское кресло занял Роб Маршалл («Чикаго», «Мемуары гейши»).
Корабль сел на мель
Четвертой серии саги зрители ждали четыре года, и снималась она впервые не по оригинальному сценарию, а по мотивам романа «На странных берегах» Тима Пауэрса. Сюжет адаптировали все те же Тед Эллиот и Терри Россио. Фильм должен был дать всей франшизе второе дыхание, перезапустить ее и даже начать сначала (этим же объясняется отсутствие в истории героев Орландо Блума и Киры Найтли), но получилось наоборот. «Странные берега» собрали самую большую кассу за всю историю «Пиратов» – больше миллиарда долларов, но вместе с тем окончательно укрепили за проектом статус «провалившегося». Точнее, утонувшего. Критики ругали фильм за излишнюю сложность, плоскость персонажей, отсутствие разнообразия, а масла в огонь подливали личные проблемы Джонни Деппа, который оказался бунтарем не только на экране. Тогда он начал встречаться с Эмбер Херд, еще не зная, что через 10 лет эти отношения обернутся для него чередой судов, обвинений в насилии и крахом карьеры.
Впрочем, проблемы актера преследовали не только на личном фронте: как бы тщательно Disney не старался это скрыть, но к 2017-му из таблоидов стало известно, что на съемках «Пиратов Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» он постоянно злоупотреблял алкоголем, опаздывал на площадку и устраивал пьяные дебоши.
Тем не менее, пятая серия все же вышла на экраны с обещаниями авторов «вернуть историю к духу первых трех» и даже кое-кем из оригинального каста (передаем привет Орландо Блуму и Кире Найтли), зато без тех самых сценаристов, композитора, оператора и режиссера – финальный аккорд в пиратской истории достался Хоакиму Роннингу и Эспену Сандбергу, номинированным на «Оскар» за приключенческий «Кон-Тики». Увы, это не сработало, и против «Мертвецов» говорило все: мировые сборы, потерявшие от миллиарда больше двухсот миллионов, и три номинации на «Золотую малину». В том числе за «Худший экранный ансамбль» и «Худшую мужскую роль – так подающая большие надежды на старте пиратская франшиза окончательно утвердила за собой статус «провалившейся».