Логотип Peopletalk

Бери все, не отдавай ничего: как и почему сага «Пираты Карибского моря» увенчалась провалом?

Главное изображение статьи
Реклама

20 лет назад в мировой прокат вышел первый фильм саги, положивший начало культовой приключенческой франшизе и подарившей нам Капитана Джека, а авторам фильма – пять номинаций на «Оскар» и больше полумиллиарда долларов кассовых сборов. Для слегка устаревшей на тот момент истории о пиратах это был мощный старт, и еще несколько лет им удавалось удерживать планку и внимание зрителя, но четвертая и пятая часть потопили проект Disney, а последняя и вовсе удостоилась трех номинаций на «Золотую малину» (неплохой разгон от «Оскара» до главной антипремии мира, да?), грустно завершив пиратскую сагу, когда-то подающую большие надежды. 


Свистать всех наверх!

Когда Walt Disney Pictures создавали «Пиратов», они черпали вдохновение из одноименного аттракциона, установленного в «Диснейленде», то есть из хорошего увеселения для детей и взрослых логично получился неплохой развлекательный проект. При этом студия сильно рисковала: во-первых, эра пиратского кино закончилась еще в 1940-х, во-вторых, конкурировать с другими фантастическими боевиками в прокате в начале нулевых было сложно (в кино как раз шли «Властелин колец» и «Гарри Поттер»). 

Создать увлекательную историю помогли сценаристы Тед Эллиот и Терри Россио, написавшие «Аладдина» и «Шрека» и предложившие новое прочтение классических пиратских фильмов – так в «Пиратах Карибского моря» появилась мистическая линия с проклятием и черной магией. Дело оставалось за выбором главного героя, на роль которого поочередно рассматривали то Мэттью МакКонахи, то Джима Керри, то Кристофера Уокена, то Кэри Элвиса. Да, Джонни Деппа, к началу нулевых уже завоевавшего себе славу голливудского красавчика и звезды серьезного кино, на роль в семейном блокбастере не то чтобы очень зазывали. В Walt Disney Pictures он пришел сам, услышав о готовящейся адаптации тематического парка «Пираты Карибского моря» в фильм, и ему же принадлежит идея эксцентричного и бунтарского образа Джека Воробья, к которому студия сначала относилась с опаской (председатель студии Майкл Айснер так и сказал: «Он губит фильм!»). Как признавался сам актер, такое прочтение своего персонажа он придумал, когда изучал пиратов XVIII века и увидел в них сходство со звездами рока, а потому позаимствовал некоторые элементы имиджа у своего приятеля Кита Ричардса, гитариста Rolling Stones. Отсюда вычурность, накрашенные глаза, дреды, ром за пазухой и десятки украшений. 

«Пираты Карибского моря»

Впрочем, это сработало, а еще одним критерием успеха проекта стал Гор Вербински, приглашенный на должность режиссера, – после успешной адаптации японского «Звонка» он точно знал, как сделать необычную историю с аутентичными героями. 

«Пираты Карибского моря»

В общем, воплотить «аттракцион» на экране у «Пиратов» явно получилось. Это было авантюрно, красиво, эффектно, драматически продуманно (чего только стоит линия с Уиллом Тернером и Элизабет Суон, которые не могут быть вместе) смешно и местами даже страшно – в общем, идеальный рецепт для успешного коммерческого проекта был, кажется, найден, и классический приключенческий сюжет с долей мистики, хорошей графикой, запоминающейся музыкальной темой (над этой частью, кстати, работал Ханс Циммер) в итоге окупили себя, так что Walt Disney Pictures практически сразу после премьеры первого фильма приступила к работе над двумя продолжениями. Вопрос был лишь в том, как повторить столь громкий успех?.. 


«Стоит разок умереть, и приоритеты тут же меняются»

Вторая часть саги «Сундук мертвеца», вышедшая через три года после первой, оказалась самой успешной картиной саги, принеся студии «Оскар» за «Лучшие визуальные эффекты» и больше миллиарда долларов в прокате, но создатели фильма понимали, что эту историю пора заканчивать, пока она не исчерпала себя, а потому «На краю Света» априори готовили как финал знаменитой франшизы, которая уже успела завоевать мир. Они оказались правы, и это стало еще очевидней после премьеры третьей части «Пиратов». Да, снова были две номинации на «Оскар», снова почти миллиард в прокате, но зрители жаловались на обилие второстепенных линий, затянутость сюжета и усталость от неменяющегося образа Джонни Деппа. 

«Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»

Режиссер Гор Вербински стремился не просто повторить уже окупивший себя рецепт, а привнести во франшизу что-то новое – более глубокое, серьезное, мрачное. Частично это получилось, частично, как показывают отзывы, – нет. На третьей серии «На краю Света» он планировал остановиться, и это читается даже в финале самого фильма, когда ту самую пиратскую песню, с которой в исполнении маленькой Элизабет Суон открывалась сага, поет уже ее сын. 

«Пираты Карибского моря: На краю Света»

С этим, правда, оказались не согласны Walt Disney Pictures, но договориться с постановщиком оригинальных трех частей не удалось, так что режиссерское кресло занял Роб Маршалл («Чикаго», «Мемуары гейши»). 


Корабль сел на мель

Четвертой серии саги зрители ждали четыре года, и снималась она впервые не по оригинальному сценарию, а по мотивам романа «На странных берегах» Тима Пауэрса. Сюжет адаптировали все те же Тед Эллиот и Терри Россио. Фильм должен был дать всей франшизе второе дыхание, перезапустить ее и даже начать сначала (этим же объясняется отсутствие в истории героев Орландо Блума и Киры Найтли), но получилось наоборот. «Странные берега» собрали самую большую кассу за всю историю «Пиратов» – больше миллиарда долларов, но вместе с тем окончательно укрепили за проектом статус «провалившегося». Точнее, утонувшего. Критики ругали фильм за излишнюю сложность, плоскость персонажей, отсутствие разнообразия, а масла в огонь подливали личные проблемы Джонни Деппа, который оказался бунтарем не только на экране. Тогда он начал встречаться с Эмбер Херд, еще не зная, что через 10 лет эти отношения обернутся для него чередой судов, обвинений в насилии и крахом карьеры.

«Пираты Карибского моря: На странных берегах»

Впрочем, проблемы актера преследовали не только на личном фронте: как бы тщательно Disney не старался это скрыть, но к 2017-му из таблоидов стало известно, что на съемках «Пиратов Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» он постоянно злоупотреблял алкоголем, опаздывал на площадку и устраивал пьяные дебоши. 

«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки »

Тем не менее, пятая серия все же вышла на экраны с обещаниями авторов «вернуть историю к духу первых трех» и даже кое-кем из оригинального каста (передаем привет Орландо Блуму и Кире Найтли), зато без тех самых сценаристов, композитора, оператора и режиссера – финальный аккорд в пиратской истории достался Хоакиму Роннингу и Эспену Сандбергу, номинированным на «Оскар» за приключенческий «Кон-Тики». Увы, это не сработало, и против «Мертвецов» говорило все: мировые сборы, потерявшие от миллиарда больше двухсот миллионов, и три номинации на «Золотую малину». В том числе за «Худший экранный ансамбль» и «Худшую мужскую роль – так подающая большие надежды на старте пиратская франшиза окончательно утвердила за собой статус «провалившейся».

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.