#Кино

«Женщина-Халк»: как менялись женские образы в кино от поисков принца до спасения мира?

Брюсу Беннеру с сегодняшнего дня придется подвинуться – в игру вступает его кузина, Дженнифер Уолтерс в исполнении Татьяны Маслани. Ей тридцать, она работает адвокатом на судебных делах, связанных с супергероями, и однажды из-за несчастного случая тоже становится Халком. После «Капитана Марвел» и «Мисс Марвел», «Черной вдовы», «Соколиного глаза» и «Ванда/Вижн» это уже шестой проект киновселенной, в центре которого – сильный женский персонаж, да и вообще тенденция на girl power прослеживается в работах студии вот уже несколько лет: помнишь хотя бы ту сцену из финальных «Мстителей» с фразой «она не одна»? Конечно, на весь Голливуд Marvel такие не одни, и женщины киноиндустрию захватывают давно и вполне уверенно, причем не только на экране, но и за его пределами: Хлоя Чжао, например, в прошлом году стала второй женщиной в истории, получившей «Оскар» как лучший режиссер. В кадре дела обстоят не хуже, и вот, вместо «принцессы в беде» или «аксессуара» главного героя мы видим уже вполне самостоятельных персонажей, которые и без посторонней помощи постоят за себя. Как (и когда) на экране произошла революция? 


«Дева в беде»

Женщина, ни на что не способная без крепкого мужского плеча, – такой архетип кино предлагало нам чуть ли не с начала своего существования. Дэвид Гриффит, например, в «Рождении нации» (1915) четко показывает, что женщины – существа слабые, спасение которых можно ждать только в лице сильного мужчины. Для такого развития мысли, впрочем, были все предпосылки: представление о женщине как о достаточно пассивном объекте родилось еще в Средние века и активно поддерживалось рыцарскими романами (привет «Тристану и Изольде»), а из литературы логично перекочевало в кинематограф.

«Рождение нации»

Роковая красотка

Объективация в деле. Впервые такой образ появился в бульварных романах, которые активно разбирали на экранизации. Он подарил славу и статус одного из первых признанных секс-символов в истории, например, Теде Бара после главной роли в «Вампирах» Луи Фейада (1915).

Но до популяризации такого типа было еще около 30 лет – в полной мере он расцвел в 1940-х и 1950-х, когда в кино правил нуар, и вывел на первый план уже известных нам теперь Барбару Стэнвик, Энн Шеридан, Риту Хейворт и легендарную Марлен Дитрих с ее ролью в «Дьявол – это женщина». Говорить про «первый план», правда, было бы слишком голословно – «роковые женщины» не появлялись на экране в одиночку, а само их существование определялось наличием мужчины, который выступал покровителем или объектом любви.

«Дьявол – это женщина»

Даже героиня Ингрид Бергман в «Касабланке» была вынуждена выбирать между двумя мужчинами, так что была скорее двигателем сюжета, а не его самостоятельным элементом. Как и другие классические героини тех времен. 

«Касабланка»

Современная «Золушка» и «подружка Джеймса Бонда»

«Я встретила того, кого искала. У него миллионы, очки и яхта», – говорит героиня Мэрилин Монро в одной из главных комедий того времени «В джазе только девушки» (1959).

«В джазе только девушки»

Возвращение к рыцарским романам и детским сказкам о принцессах, мечтающих о принце на «Мерседесе», который решит все проблемы, случалось с завидной регулярностью каждое десятилетие, но особенно вышло на пик в 90-е с расцветом жанра мелодрам. И да, мы сами любим «Красотку» и «Завтрак у Тиффани», но давай будем честными – это все те же розовые очки, только с женщинами в главных ролях. Позже этот типаж, правда, немного трансформируется, и в начале нулевых мы увидим на экране так называемую «подружку Бонда», которая нужна в сюжетной линии разве что для того, чтобы ее спасти (причем в неприятности она попадает зачастую именно по вине мужчины). Ничего нового, просто все чуть менее романтично.     


Badass

Волна феминизма и борьба за гражданские права в 60-х и 70-х не обошла стороной Голливуд, хоть и проникала в него очень осторожно. Начиналось все с комедийных зарисовок (например, «С девяти до пяти»), а на серьезный уровень вышло благодаря Мартину Скорсезе и Синди Люмет, которые в своих работах «Алиса здесь больше не живет» и «Телесеть» впервые поставили в центр повествования женщину как самостоятельную единицу, а не дополнение к мужскому персонажу. Одной из ключевых для того времени стала еще и «Незамужняя женщина» Пола Мазурски, которая показала, что та самая идеальная жизнь, нарисованная в кино, не обязательно должна соответствовать и воплощаться в реальной жизни. 

«Незамужняя женщина»

Кроме того, конец 60-х ознаменовался для кинематографа новым поколением актеров и, соответственно, новыми стандартами. На первый план выходят Дастин Хоффман, Джек Николсон и другие будущие звезды, требующие рядом с собой совсем не тех идеализированных женских персонажей, которых мы видели раньше – теперь индустрия нуждается в чем-то простом, понятном и легко идентифицируемом для каждого, так что эстетика и внешние данные уступают место внутреннему содержанию, и мир вскоре знакомится с Мерил Стрип, Сигурни Уивер, Джейн Фондой и другими культовыми актрисами, отличающимися именно своей игрой. 

Настоящий прорыв, правда, ждал зрителей чуть позже – им стал культовый фильм Ридли Скотта «Тельма и Луиза» (1991), в котором две подруги отправляются в путешествие на выходные, оставляя надоевших мужчин дома, и ввязываются в непростое дело, вынужденно убивая приставшего к ним насильника и убегая от полиции. Сценарист фильма Кэрри Кхури получила за эту работу «Оскар», а сама картина подарила всему кинематографу новый тип женщины на экране – так называемую «badass», которая может постоять за себя не хуже, чем мужчина. Позже таких героинь мы увидим в Саре Коннор из «Терминатора», «Ангелах Чарли», «Ларе Крофт», «Мистере и миссис Смит» (персонаж Анджелины Джоли здесь, кстати, максимально независим, в то время как в тех же «Ангелах» женщины все же остаются в подчинении у мужчины) и «Грани будущего». 

«Тельма и Луиза»

Сильная женщина

Дальше – больше, и на смену образу сорвиголовы, успевшему всем изрядно надоесть в силу своей однотипности (у таких героинь одна функция – красиво наказывать мужчин в облегающей униформе), пришли более глубокие женские персонажи. 

Так, например, у Китнисс Эвердин из «Голодных игр» уже есть своя история, травмы и переживания, она не просто расправляется с противниками, а имеет возможность самостоятельно руководить собственной жизнью без оглядки на мужчин (тем ироничнее, что мужчина здесь – ее главный враг). После на экраны выходит «Дивергент», и к середине 2010-х в кинематографе определяется новый тип женских персонажей – это сильная девушка с гармоничным сочетанием как старых ролевых моделей, так и новых граней, среди которых внутренняя независимость и возможность выбора, преданность себе и своим принципам, способность искать компромисс и быть наравне с мужчиной и (как правило) тяжелая судьба. Именно такими получились Фуриоза из «Безумного Макса: Дорога ярости», Эми Данн из «Исчезнувшей» и Милдред из «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури». 

«Голодные игры»

Параллельно с развитием образа сильной женщины, кстати, на экране находит воплощение другой тип – это умные и расчетливые героини, добивающиеся всего с помощью интеллекта. Одной из первых в таком амплуа мы увидели Шерон Стоун в «Основном инстинкте», а потом были «Эрин Брокович» и «Блондинка в законе» (игра на контрастах: легкомысленная внешность и тяга к розовому сочетаются с исключительным умом, дипломом «Гарварда» и успешной юридической карьерой). Та же Эми Данн в «Исчезнувшей», кстати, тоже частично относится к этому образу, обводя всех мужчин вокруг пальца и заставляя мужа жить по ее правилам. 

Трансформируется еще и образ примерной домохозяйки, который был на пике популярности во времена после Второй мировой и воплощал в себе идеал американской мечты – это была женщина, воспитывающая детей и всегда ожидающая мужа дома с горячим ужином. Нулевые и десятые это амплуа решили изменить, и «мамочки» на экране внезапно вспомнили о самих себе: так появились «Очень плохие мамочки», «Талли» и «Хорошие девчонки». Очень интересно, кстати, эта идея находит отражение и в сериале «Почему женщины убивают», где зрителям показывают все ту же примерную домохозяйку, но с собственной личной драмой. 

«Талли»

Женщина в главной роли

Итогом нескольких десятилетий стал тот образ, который мы зачастую видим на экранах сейчас. Женщина в современном кино – это центральный персонаж без наивности и зависимости от мужчин, и она может заниматься чем угодно: спасать мир, как Капитан Марвел или Черная вдова, строить политическую карьеру, как Клер Андервуд в «Карточном домике», заниматься наукой, как Эми Адамс в «Прибытии», добиваться справедливости и идти против системы, как Фрэнсис Макдорманд в «Трех билбордах», или просто учиться быть собой, как Эми Адамс в «Красотке на всю голову».

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Фильмы с женщиной в главной роли научились к тому же говорить на серьезные темы, и делать это вполне успешно: «Девушка, подающая надежды» с явным феминистическим подтекстом, например, удостоилась пяти номинаций на «Оскар» и выиграла в одной из них – за лучший сценарий.

«Девушка, подающая надежды»

Стоило ли это долгих лет дискуссий? Определенно.