Что не так с героинями «Секса в большом городе» и почему не стоит брать с них пример?
6 июня 1998 года на канале HBO вышел первый эпизод сериала «Секс в большом городе», который впоследствии стал энциклопедией жизни для многих девушек. Четыре главные героини – Кэрри, Саманта, Шарлотта и Миранда – вдохновили миллионы поклонниц на изменения в своей жизни. Зрителей восхищала их свобода, уверенность в себе и самодостаточность, проявлявшаяся абсолютно во всем, будь то покупка туфель Manolo Blahnik на последние деньги или же секс с первым встречным, которого они вряд ли когда-либо еще увидят.
Казалось бы, кому из нас не хотелось хотя бы немного походить на одну из них? Ну а что, Кэрри нашла мужчину своей мечты, Миранда построила невероятную карьеру, Шарлотта нашла счастье в размеренной семейной жизни, ну а Саманта каждый день проживала так, словно он последний. Однако на деле за масками сильных и независимых прятались четыре хрупкие женщины, которые взяли на себя определенную роль, чтобы защититься от остальных.
Мы поговорили с гештальт-терапевтом Екатериной Артеменко и клиническим психологом и психотерапевтом Галиной Лайшевой из сервиса «Ясно» о том, что на самом деле представляют собой героини «Секса в большом городе» и почему нам не стоит брать с них пример.
Кэрри Брэдшоу
Кэрри подавляет свой гнев, пытаясь казаться прекрасным цветком. Мы не видим, как она злится, требует и открыто конкурирует. Героиня верит, что если всегда будет красивой, нарядной, податливой, доброй (одним словом, идеальной), то мир будет к ней благосклонен. Но эта установка ошибочна, ее не стоит копировать. Героиня эмоционально зависима от Мистера Бига – даже сама формулировка «мужчина мечты», «мужчина всей моей жизни» говорит об этом.
Эмоциональная зависимость вытесняет на второй план личность Кэрри и заставляет ее определять себя и свое счастье прежде всего через отношения, а не через творчество, свободу или достижения, например. Это сильно отличает Кэрри от Саманты, для которой свобода и успех – главное. Именно поэтому у нее не складываются отношения с другим важным мужчиной в ее жизни – Эйданом. Этот герой оказывается слишком доступным, и Кэрри приходится почувствовать, что от нее зависят, а не наоборот. Ее это очень пугает: ведь она привыкла и ценит отношения, где на троне не она.
Кэрри нуждается в таких качествах Бига, как независимость и четкое понимание собственных границ. Сам Биг тоже нуждается в героине и близости с ней – но это делает его уязвимым, слабым в собственных глазах, и он раз за разом ускользает, чтобы восстановить контроль над собой и ситуацией. Кэрри, напротив, пугает идея ее собственной самодостаточности, возможности быть агрессивной и брать себе свое. Пока оба пытаются избежать – каждый своего, их стягивает и отталкивает.
А когда каждый признает то, что сложно признать, отношения становятся возможными. Кэрри признает, что может быть сама по себе, что она состоит не только из красоты, нежности и печали. Героиня отказывается от своей податливости и с чем-то прощается. Биг признает, что он не суперчеловек и его страх близости и зависимости – не залог его суперсилы. Герои могут соединиться, перестав сражаться, что и происходит в финале сериала.
Шарлотта Йорк
Шарлотта – самая тревожная из героинь. Она беспокоится о том, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, старается предусмотреть все трудности и держать их под контролем. В отношениях с мужчинами тревога заставляет быстро перескакивать от первого свидания к воображаемой свадьбе: очень хочется получить формальное подтверждение любви и ощущение безопасности. Раз за разом героиня сталкивается с разочарованиями: почти незнакомый человек не может взять за нее ответственность и невольно обижает ее. Можно предположить, что для Шарлотты отчасти характерен тревожный тип привязанности: страшно, что партнер может уйти или быть недостаточно чутким. Ответом на эту тревогу в сериале становится Гарри – он буквально обволакивает Шарлотту любовью и поддержкой.
Другая сторона тревоги – это поиск социального одобрения: надо вести себя так, чтобы нравиться людям («если я не буду хорошей, меня бросят»). И Шарлотта с успехом это делает, подстраиваясь под других. Она очень дружелюбна, избегает конфликтов, всегда сдержанна и безупречна. Шарлотта настолько привыкла подавлять свои сильные чувства, что зрители (и даже она сама) часто не догадываются о силе ее эмоций. Мы понимаем это по внезапным проявлениям злости (отчитывает Саманту за роман с братом) или страдания (признается подругам, что у мужа импотенция). Когда мать Трея предлагает ей унизительный контракт, она соглашается, не выдавая боли и возмущения; у гинеколога она с удивлением узнает, что ее «вагина в депрессии», и решает позволить себе больше сексуального интереса к собственному телу и удовольствия. Подавление и отрицание негативных эмоций и в реальной жизни может заводить в тупик постоянной неудовлетворенности и действительно сопутствовать разным физическим заболеваниям.
Линия развития Шарлотты в сериале – принятие несовершенства мира и возможность открыто и безопасно говорить о своих чувствах: встретив Гарри она буквально проходит курс психотерапии, сначала ограничивая и стесняясь его, а потом – получая удовольствие от чувственности и гедонизма. С проблемой принятия она сталкивается в продолжении сериала: небинарность дочери сначала пугает и смущает, но Шарлотта находит в себе силы на поддержку и понимание. Важно отметить, что чопорность, сдержанность и консерватизм – это не только черты личности Шарлотты, но и продукт воспитания и социализации. Изначально ее ценности протестантские, характерные для белых богатых американцев англосаксонского происхождения (так называемые wasp). Влюбляясь в Гарри, она меняет свою идентичность и погружается в иудаизм, это говорит о ее гибкости и дает новую опору.
Миранда Хоббс
Миранда – независимая героиня. В одной из серий она решила сделать операцию на глаза, но боялась показаться слабой и не попросила Стива отвези ее домой. Ей страшно признаться, что она нуждается в ком-то другом. В своем идеальном мире Миранда самостоятельно справляется со всеми трудностями, ни от кого не зависит. С одной стороны, это держит ее в напряжении. С другой – она стремится к конкуренции и превосходству.
У героини есть проблемы с эмпатией. Если она чувствует себя хуже другого, то начинает обесценивать и осуждать. Она не заботится о чужих эмоциях и сама не проявляет чувства публично. Когда ты рационален, то всегда поступаешь логично и правильно – это подчеркивает твое превосходство.
Миранда выражает свои мысли прямо, не пытаясь сгладить углы, поэтому ее слова иногда причиняют людям боль. Она ссорится с Кэрри, когда та хочет бросить работу и уехать в Париж ради мужчины. Советы Миранды превращаются в обвинения и приносят лишь обиду.
Однако в глубине души Миранда заботливая и эмоциональная. Она может быть хорошим другом, умеет поддерживать – эта способность просыпается в ней, когда она разрешает себе стать ближе к другому. В начале сериала ей тяжело строить долгие и близкие отношения, но и это в итоге удается. Миранда выходит замуж за Стива, воспитывает с ним ребенка и становится более человечной. Героиня преодолевает свои нарциссические склонности, смиряется с несовершенством жизни, уходит от прямой конкуренции и открывает в себе новые ценности.
Миранду нельзя назвать холодной или бесчувственной. Она ценит эмоциональную связь с подругами, хоть и держит их на дистанции. Мысль о том, что она может лишиться этого общения, вызывает у нее болезненный страх. В компании самая близкая подруга Миранды – Кэрри. С Самантой и Шарлоттой она держится более отстраненно. Это говорит о том, что ей трудно одновременно поддерживать много доверительных отношений.
Саманта Джонс
Саманта похожа на травматика. Она воспринимает себя как объект, машину для достижения успеха. Это локомотив, который несется вперед, не жалея собственных сил. Героиня не умеет относиться к себе бережно и не позволяет себе проявлять слабость. Всегда действует так, будто лишена стыда, сомнений, страха. Но здесь ей можно только посочувствовать: такое поведение характерно для людей, переживших травму, потерю или насилие в детстве.
Показательна сцена, в которой Саманта со своим молодым парнем отправляется на вечеринку и встречает бывшего. Вместе с экс-бойфрендом они уединяются в вип-зоне, но тот внезапно начинает жаловаться на жизнь. Саманта сталкивается с отвращением и разочарованием. Она выходит от него абсолютно разбитой.
Парень, с которым Саманта пришла на вечеринку, задает ей вопрос: «Зачем ты так с собой?» Этот герой – завязавший алкоголик, он прошел программу «12 шагов», которая в том числе учит лучше разбираться в собственных чувствах и ощущениях окружающих. В действиях Саманты он видит не желание оскорбить или унизить его, а бесшабашную тягу к саморазрушению. Герой отлично знает ее характер и проявляет сочувствие. Позже он сделает Саманте предложение, но та отвергнет его, потому что не сможет жить спокойной жизнью. Это тоже указывает на травму. Таким людям недостаточно простых эмоций – хочется больше, ярче, сильнее, больнее, и только тогда можно почувствовать себя живым. Если Кэрри можно посоветовать «отрастить зубы», то Саманте стоит распаковать травму, вернуться к себе маленькой и посмотреть на себя с милосердием.