Логотип Peopletalk

Что не так с героинями «Секса в большом городе» и почему не стоит брать с них пример?

Главное изображение статьи
Реклама

6 июня 1998 года на канале HBO вышел первый эпизод сериала «Секс в большом городе», который впоследствии стал энциклопедией жизни для многих девушек. Четыре главные героини – Кэрри, Саманта, Шарлотта и Миранда – вдохновили миллионы поклонниц на изменения в своей жизни. Зрителей восхищала их свобода, уверенность в себе и самодостаточность, проявлявшаяся абсолютно во всем, будь то покупка туфель Manolo Blahnik на последние деньги или же секс с первым встречным, которого они вряд ли когда-либо еще увидят.

Казалось бы, кому из нас не хотелось хотя бы немного походить на одну из них? Ну а что, Кэрри нашла мужчину своей мечты, Миранда построила невероятную карьеру, Шарлотта нашла счастье в размеренной семейной жизни, ну а Саманта каждый день проживала так, словно он последний. Однако на деле за масками сильных и независимых прятались четыре хрупкие женщины, которые взяли на себя определенную роль, чтобы защититься от остальных.

Мы поговорили с гештальт-терапевтом Екатериной Артеменко и клиническим психологом и психотерапевтом Галиной Лайшевой из сервиса «Ясно» о том, что на самом деле представляют собой героини «Секса в большом городе» и почему нам не стоит брать с них пример.


Кэрри Брэдшоу

«Секс в большом городе»

Кэрри подавляет свой гнев, пытаясь казаться прекрасным цветком. Мы не видим, как она злится, требует и открыто конкурирует. Героиня верит, что если всегда будет красивой, нарядной, податливой, доброй (одним словом, идеальной), то мир будет к ней благосклонен. Но эта установка ошибочна, ее не стоит копировать. Героиня эмоционально зависима от Мистера Бига – даже сама формулировка «мужчина мечты», «мужчина всей моей жизни» говорит об этом.

Эмоциональная зависимость вытесняет на второй план личность Кэрри и заставляет ее определять себя и свое счастье прежде всего через отношения, а не через творчество, свободу или достижения, например. Это сильно отличает Кэрри от Саманты, для которой свобода и успех – главное. Именно поэтому у нее не складываются отношения с другим важным мужчиной в ее жизни – Эйданом. Этот герой оказывается слишком доступным, и Кэрри приходится почувствовать, что от нее зависят, а не наоборот. Ее это очень пугает: ведь она привыкла и ценит отношения, где на троне не она.

Секс в большом городе. Фото: HBO/Getty Images

Кэрри нуждается в таких качествах Бига, как независимость и четкое понимание собственных границ. Сам Биг тоже нуждается в героине и близости с ней – но это делает его уязвимым, слабым в собственных глазах, и он раз за разом ускользает, чтобы восстановить контроль над собой и ситуацией. Кэрри, напротив, пугает идея ее собственной самодостаточности, возможности быть агрессивной и брать себе свое. Пока оба пытаются избежать – каждый своего, их стягивает и отталкивает.

А когда каждый признает то, что сложно признать, отношения становятся возможными. Кэрри признает, что может быть сама по себе, что она состоит не только из красоты, нежности и печали. Героиня отказывается от своей податливости и с чем-то прощается. Биг признает, что он не суперчеловек и его страх близости и зависимости – не залог его суперсилы. Герои могут соединиться, перестав сражаться, что и происходит в финале сериала.


Шарлотта Йорк

Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Шарлотта – самая тревожная из героинь. Она беспокоится о том, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, старается предусмотреть все трудности и держать их под контролем. В отношениях с мужчинами тревога заставляет быстро перескакивать от первого свидания к воображаемой свадьбе: очень хочется получить формальное подтверждение любви и ощущение безопасности. Раз за разом героиня сталкивается с разочарованиями: почти незнакомый человек не может взять за нее ответственность и невольно обижает ее. Можно предположить, что для Шарлотты отчасти характерен тревожный тип привязанности: страшно, что партнер может уйти или быть недостаточно чутким. Ответом на эту тревогу в сериале становится Гарри – он буквально обволакивает Шарлотту любовью и поддержкой.

Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Другая сторона тревоги – это поиск социального одобрения: надо вести себя так, чтобы нравиться людям («если я не буду хорошей, меня бросят»). И Шарлотта с успехом это делает, подстраиваясь под других. Она очень дружелюбна, избегает конфликтов, всегда сдержанна и безупречна. Шарлотта настолько привыкла подавлять свои сильные чувства, что зрители (и даже она сама) часто не догадываются о силе ее эмоций. Мы понимаем это по внезапным проявлениям злости (отчитывает Саманту за роман с братом) или страдания (признается подругам, что у мужа импотенция). Когда мать Трея предлагает ей унизительный контракт, она соглашается, не выдавая боли и возмущения; у гинеколога она с удивлением узнает, что ее «вагина в депрессии», и решает позволить себе больше сексуального интереса к собственному телу и удовольствия. Подавление и отрицание негативных эмоций и в реальной жизни может заводить в тупик постоянной неудовлетворенности и действительно сопутствовать разным физическим заболеваниям.

Линия развития Шарлотты в сериале – принятие несовершенства мира и возможность открыто и безопасно говорить о своих чувствах: встретив Гарри она буквально проходит курс психотерапии, сначала ограничивая и стесняясь его, а потом – получая удовольствие от чувственности и гедонизма. С проблемой принятия она сталкивается в продолжении сериала: небинарность дочери сначала пугает и смущает, но Шарлотта находит в себе силы на поддержку и понимание. Важно отметить, что чопорность, сдержанность и консерватизм – это не только черты личности Шарлотты, но и продукт воспитания и социализации. Изначально ее ценности протестантские, характерные для белых богатых американцев англосаксонского происхождения (так называемые wasp). Влюбляясь в Гарри, она меняет свою идентичность и погружается в иудаизм, это говорит о ее гибкости и дает новую опору.


Миранда Хоббс

Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Миранда – независимая героиня. В одной из серий она решила сделать операцию на глаза, но боялась показаться слабой и не попросила Стива отвези ее домой. Ей страшно признаться, что она нуждается в ком-то другом. В своем идеальном мире Миранда самостоятельно справляется со всеми трудностями, ни от кого не зависит. С одной стороны, это держит ее в напряжении. С другой – она стремится к конкуренции и превосходству. 

У героини есть проблемы с эмпатией. Если она чувствует себя хуже другого, то начинает обесценивать и осуждать. Она не заботится о чужих эмоциях и сама не проявляет чувства публично. Когда ты рационален, то всегда поступаешь логично и правильно – это подчеркивает твое превосходство.

Миранда выражает свои мысли прямо, не пытаясь сгладить углы, поэтому ее слова иногда причиняют людям боль. Она ссорится с Кэрри, когда та хочет бросить работу и уехать в Париж ради мужчины. Советы Миранды превращаются в обвинения и приносят лишь обиду.

Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Однако в глубине души Миранда заботливая и эмоциональная. Она может быть хорошим другом, умеет поддерживать – эта способность просыпается в ней, когда она разрешает себе стать ближе к другому. В начале сериала ей тяжело строить долгие и близкие отношения, но и это в итоге удается. Миранда выходит замуж за Стива, воспитывает с ним ребенка и становится более человечной. Героиня преодолевает свои нарциссические склонности, смиряется с несовершенством жизни, уходит от прямой конкуренции и открывает в себе новые ценности. 

Миранду нельзя назвать холодной или бесчувственной. Она ценит эмоциональную связь с подругами, хоть и держит их на дистанции. Мысль о том, что она может лишиться этого общения, вызывает у нее болезненный страх. В компании самая близкая подруга Миранды – Кэрри. С Самантой и Шарлоттой она держится более отстраненно. Это говорит о том, что ей трудно одновременно поддерживать много доверительных отношений. 


Саманта Джонс

Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Саманта похожа на травматика. Она воспринимает себя как объект, машину для достижения успеха. Это локомотив, который несется вперед, не жалея собственных сил. Героиня не умеет относиться к себе бережно и не позволяет себе проявлять слабость. Всегда действует так, будто лишена стыда, сомнений, страха. Но здесь ей можно только посочувствовать: такое поведение характерно для людей, переживших травму, потерю или насилие в детстве.

Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Показательна сцена, в которой Саманта со своим молодым парнем отправляется на вечеринку и встречает бывшего. Вместе с экс-бойфрендом они уединяются в вип-зоне, но тот внезапно начинает жаловаться на жизнь. Саманта сталкивается с отвращением и разочарованием. Она выходит от него абсолютно разбитой. 

Парень, с которым Саманта пришла на вечеринку, задает ей вопрос: «Зачем ты так с собой?» Этот герой – завязавший алкоголик, он прошел программу «12 шагов», которая в том числе учит лучше разбираться в собственных чувствах и ощущениях окружающих. В действиях Саманты он видит не желание оскорбить или унизить его, а бесшабашную тягу к саморазрушению. Герой отлично знает ее характер и проявляет сочувствие. Позже он сделает Саманте предложение, но та отвергнет его, потому что не сможет жить спокойной жизнью. Это тоже указывает на травму. Таким людям недостаточно простых эмоций – хочется больше, ярче, сильнее, больнее, и только тогда можно почувствовать себя живым. Если Кэрри можно посоветовать «отрастить зубы», то Саманте стоит распаковать травму, вернуться к себе маленькой и посмотреть на себя с милосердием.

Реклама
Рекомендуем