Логотип Peopletalk

Добро пожаловать в мир люкса, или Посторонним вход воспрещен: как устроена работа с VIP-клиентами в крупных брендах?

Главное изображение статьи
Реклама

Мир люкса загадочный и противоречивый. Люди с внушительными суммами на банковском счете вынуждены стоять в очереди просто для того, чтобы попасть в бутик. Но даже это не может на 100 % гарантировать покупку той или иной вещи. Бренд Hermes, к слову, активно эксплуатирует легенду о том, что культовые модели сумок Kelly и Birkin можно купить только по большой дружбе с брендом или по записи в лист ожидания. Это, кстати, очень точно передано в одной из серий «Секса в большом городе». Когда консультант магазина сообщает Саманте, что лист ожидания расписан на пять лет вперед, она с возмущением спрашивает: «На одну сумку?» На что консультант спокойно отвечает: «Это не просто сумка, это Birkin».

На самом деле легенд и скандалов, связанных с люксовым сегментом фэшн-рынка, существует огромное множество, и собрать их все в один материал попросту невозможно. Бывали, к примеру, случаи, когда недобросовестные работники бутиков продавали фейки, а случалось и такое, что вещи из коллекции не продавали по национальному признаку (да-да, речь о наших соотечественниках, которым отказали в бутиках Chanel и других брендов).

Однако сегодня мы собрались не для того, чтобы обсудить скандалы. Наша задача состоит в обратном – разобраться, что клиент люксового бренда получает взамен. И речь не только о заветных сумках, туфлях и куртках. Инсайдер fashion-индустрии и автор Telegram-канала «Солдат моды» Илья Давыдов разложил все по полочкам и рассказал, как бренды работают с очень важными клиентами. И в экспертности этого человека мы не сомневаемся ни на секунду. С 2011 по 2020 год Илья занимал должность единственного официального представителя пресс-службы Fendi в России.

Илья Давыдов


Клиенты и поклонники

В чем отличие люксового бренда от нелюксового, помимо качества изделий, цен на товары, премиальной локации магазинов и прочих очевидных характеристик? В первую очередь, в обслуживании клиентов. В таких крупных домах моды, как Louis Vuitton, Dior или Fendi, тема отношений клиента и компании возведена в культ.

По ней выпускают учебные пособия, проводят постоянные тренинги, где в деталях проговаривается не только то, какая в бутике должна быть посуда для сервировки напитков покупателям, но также уделяется огромное внимание внешнему виду персонала, правилам взаимоотношений и роли работника в жизни клиента.


Теория и практика

Наука об отношениях покупателя и продавца называется CRM – client (customer) relations management. В российском офисе Louis Vuitton был специальный CRM ambassador, но даже генеральный директор со многими клиентами общалась лично и знала досконально их истории продаж. У Fendi такого человека не было, а генеральная не брала это в голову, сама никого не знала, поэтому функции CRM выполняли директора бутиков.

Для учета клиентов существует специальная компьютерная программа с контактами и историей продаж, но всю личную информацию, например дни рождения, имена детей, домашних питомцев, важные для клиента даты, сотрудник с функцией CRM обязан держать в голове. Это нужно, чтобы вовремя организовать необходимый сервис – отправить сообщение, цветы, подарок и т.д.


Категории клиентов

Всех клиентов, кроме того, что учитывают и делят на категории – от базовой, в которую попадает любой человек, купивший даже носовой платок, до самой премиальной, которая предполагает особые привилегии.

В каждой компании клиентов классифицировали по-разному. Например, у Fendi базовые назывались Explorer, Fun, Star, самые престижные – Elite, Elite plus и Club.

Чтобы стать клиентом уровня Club, нужно было тратить более 50 тысяч евро в год, уровня Elite – больше 20 тысяч. Низшая категория Eхplorer – покупки до 1000 евро, Star или Fun – от 1000 до 5000. Попасть в премиальную категорию можно было автоматически, купив шубу или сумку из крокодила. В бутике Fendi в Столешниковом переулке клиентов самого высокого уровня Club было 10 человек.


Билет в первый класс

Вообще, любая единовременная покупка свыше 10 000 евро считалась событием независимо от того, в каком бутике Fendi она произошла, менеджер или директор бутика рассылал уведомление по электронной почте, которое называлось high ticket communication. Адресаты – все топ-менеджеры компании, в копии – директора и менеджеры всех флагманских бутиков континента. В таком письме подробно описывалась ситуация, в которой была продана дорогая вещь, а также высказывалась благодарность виновнику торжества.

Один раз и я удостоился такой чести – благодаря мне была продана крокодиловая сумка Fendi Peekaboo. На самом деле это не стоило мне большого труда – знакомая написала в Whats App и спросила, есть ли у нас сумки из крокодила. После того как я получил картинки от коллег в магазине и переслал ей, все произошло стремительно – в Столешников приехал водитель с пачкой долларов, которые оперативно поменяли в обменнике, и сумку отправили счастливой покупательнице. Так, через high ticket communication мое имя облетело всю Европу.


Вместе навсегда

Если клиент не делал покупок в течение трех лет, то все его заслуги обнулялись. Несмотря на сегрегацию, для компании каждый клиент был важен. Считалось, что даже если у него сегодня нет денег, но он уже что-то купил, завтра он может подняться по социальной лестнице (получить наследство, выйти замуж, продвинуться по карьерной лестнице) и вернуться за покупками с новыми аппетитами, поэтому важно было выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, и компания давала для этого нужные инструменты.

На карандаше были не только клиенты, уже делавшие покупки, но и потенциальные – prospective. Это могли быть клиенты конкурентов либо просто залетные посетители бутика, ничего не купившие, но с потенциалом – собирать и разрабатывать таких было не менее важно, чем работать с уже имеющимися.

Дли разных категорий существовали специальные привилегии. Начинались они с приглашений на мероприятия в бутике, персонального уведомления о новых поступлениях через личную коммуникацию с продавцом, какие-то знаки внимания. Все общение велось через служебный аккаунт, и, само собой, у руководства был доступ к переписке. Если сотрудник увольнялся, вся его база данных удалялась.

Но случалось и обратное – уволившийся и перешедший работать на новое место сотрудник мог привести с собой свой пул покупателей. Так, бывший директор московского бутика Fendi подсадил большинство своих клиенток на продукцию известного русского дизайнера (включая весьма недешевые шубы), устраивая для них свои фирменные вечеринки с шампанским на новом месте работы в бутике на Остоженке.

Отношения клиента с продавцом иногда переходили грань деловых – в целом компания это поощряла, хотя предупреждала, что не должно быть крайностей и надо соблюдать дистанцию. Сотрудники становились гостями клиентов на семейных праздниках, проводили с ними досуг. Бывали и случаи замужества сотрудниц и клиентов.

Для многих это было испытанием, некоторые даже заболевали звездной болезнью, предполагая, что клиент тратит в компании огромные суммы только благодаря им. Да, бывали случаи, что клиенты возмущались, почему уволили их любимого продавца, и даже зарекались переступать порог бутика, но обычно это были только разговоры до тех пор, пока не приедет новая коллекция.

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.