Логотип Peopletalk

Драма о свободе и заключенных Гуантанамо: почему стоит посмотреть «Мавританца» с Джоди Фостер и Бенедиктом Камбербэтчем?

Прямо сейчас в кино идет «Мавританец» – тяжелая драма Кевина Макдональда («Уитни», «Однажды в сентябре», «11.22.63») с Тахаром Рахимом, Бенедиктом Камбербэтчем и Джоди Фостер, которая за эту роль, кстати, получила «Золотой глобус» как лучшая актриса второго плана. Фильм снят по мотивам «Дневника Гуантанамо», и снят очень близко к книге – ее Мохаммед ульд Слахи написал в 2005-м, уже три года находясь в заключении, а выпустил только в 2012-м, и произведение стало бестселлером даже после многочисленных редакций правительственными службами. Сам Мохаммед – автор и главный герой «Мавританца» – находился в Гуантанамо с 2002-го по 2016-й, не получил ни одного обвинения, но проходил по делу о терактах 11 сентября 2001-го как один из главных подозреваемых в организации преступления.

«Мавританец» рассказывает его историю поочередно от лица главного героя, от лица его адвоката (Нэнси Холландер в свое время за это затравили и назвали террористкой) и от лица прокурора, готовившегося возглавлять обвинение, и, соединяя их вместе, представляет собой сильную и хорошую драму, в центре которой – простой человек, стремящийся к свободе.

«Мавританец»
«Мавританец»
«Мавританец»
«Мавританец»
«Мавританец»
«Мавританец»

Он послушно соглашается на допросы, терпит пытки и издевательства (наиболее тяжелым этот эпизод картины становится тогда, когда понимаешь, что происходящее – не художественный вымысел, а пересказ реальных событий), сотрудничает со следствием настолько, насколько ему позволяют это делать, молится и просит о прощении и даже умудряется найти «друзей» среди тюремной охраны. В конечном итоге все это, правда, не помогает Мохаммеду избежать главного – следователи видят в нем соратника Усамы бен Ладена и главного координатора терактов 11 сентября, унесших жизни практически 3000 человек. Но в этом контрасте и главный конфликт.

Кевин Макдональд снял «Мавританца» от лица сразу трех ключевых героев не случайно – это не просто три разных персонажа, связанные одним делом, это три разные точки зрения, сходящиеся к единому мнению только под конец. Героиня Джоди Фостер об этом грамотно высказывается еще в самом начале: «Не имеет значения, верю я ему или нет, важно только то, что нам нужны доказательства незаконности задержания». Историю своего же подзащитного она узнает из писем (они же позже станут «Дневником Гуантанамо»), пока параллельно с ней до правды докапывается и ее главный оппонент – прокурор и глава обвинения. Точка соприкосновения, когда они оба внезапно оказываются при одном мнении, показана в «Мавританце» красиво – на фоне воспоминаний главного героя, сменяющихся поочередно то читающей его письма адвокатом, то разбирающим протоколы допросов прокурором. Не меняется по ходу сюжета только одно: все три героя верны закону и хотят справедливости. Правда, видят ее по-разному.

«Мавританец»

«Там, откуда я родом, мы не доверяем полиции. Мы знаем, что полиция куплена, а правительство управляет с помощью страха. Когда я впервые попал в Гуантанамо, я был рад, потому что верил в американское правосудие» – так начинается речь Мохаммеда ульд Слахи в финале картины в зале суда, в который ему удалось попасть только после восьми лет заключения. И этой речью «Мавританец» как бы подводит итоги всех двух часов фильма, говоря о правосудии, самоуправстве, тюремной системе, жестокости, человеческом достоинстве и силе. На этой ноте лента заканчивается, но в финале зрителю напоминают, что эта история – одна из сотен других: в Гуантанамо содержатся 779 человек, и только восьми из них предъявлено обвинение (причем трое из них его оспорили). 

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.