Логотип Peopletalk

Экскурсия в ад: что такое обряд аяваски и почему его пробуют звезды

Экскурсия в ад: что такое обряд аяваски и почему его пробуют звезды
Купить рекламу

«Страшно, очень страшно. Мы не знаем, что это такое. Если бы мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое», — цитата из легендарного мема как нельзя лучше подходит для описания обряда аяваски. А еще точнее — для выражения эмоций после его прохождения. Что представляет из себя это действо и почему многие люди, в том числе звезды первой величины, решаются на такой сомнительный опыт? Прости, мы не пробовали — но выяснили у очевидцев по ту и другую сторону реальности.


«Совсем не пятизвездочный опыт»

Аяваска — одновременно и название отвара из «волшебных трав», и наименование обряда, который, по большому счету, состоит из распития зелья. Главный ингредиент аяваски — тропическая лиана, которую шаманы индейских племен собирают и готовят особым образом (что называется, не пытайтесь повторить это самостоятельно!). Ну а смысл действа, по версии духовных искателей, — выйти из оков тела и погрузиться в параллельную реальность, общаясь с сущностями иного плана и получая внеземной опыт. По факту же это — употребление сильного галлюценогена, эффект от которого схож с симптомами шизофрении. 

Фото: @ayahuascario

Если бы аяваской назывался коктейль, он бы состоял из ингибиторов моноаминоксидазы, алкалоидов гармина и гармалина и диметилтриптамина… взболтать, но не смешивать! Когда мозг взрывается от одних только названий, страшно представить, что происходит с организмом, когда все эти вещества действуют на него.

Множество летальных исходов (!) после употребления аяваски объясняют железной логикой: либо с духами удалось договориться и тебя отпустили обратно на землю,  — либо путешественнику попался злой демон, решивший забрать его жизнь себе. Никогда не знаешь заранее, что за дух тебе попадется…

Фото: @rapesagrado

Пощекотать себе нервы решаются не только отчаянные искатели приключений, но и звезды категории А. Стинг, Меган Фокс, Линси Лохан — и еще целая плеяда зарубежных и даже российских селебрити не раз летали в Перу за странным экспириенсом. Не сочти за рекламу: знаменитости не скрывают, что пережили далеко не самые приятные впечатления в своей жизни. Как выразилась Меган Фокс в интервью Джимми Киммелу, — обрели «совсем не пятизвездочный опыт». «Физически в тот момент я почти умерла», — делилась эмоциями Линдси Лохан в «Пусть говорят» у Андрея Малахова. А Стинг в своей биографии вспоминал: «Я не имел возможности понять, кто я, где я и откуда я. Я находился в голографическом, геометрическом, вращающемся «инопланетном» мире». 

«Вернувшиеся» в реальность знаменитости утверждают, что духовное обнуление помогло им начать многое в жизни с чистого листа. Но одно дело — откровения в телевизионных шоу и собственных книгах, и совсем другое — действительность без цензуры и «фильтров». Мы нашли очевидца, побывавшего по ту сторону реальности не без помощи чудо-лианы. По очевидным причинам он пожелал остаться неизвестным. Впрочем, это не помешало герою нарисовать объективную картину практики аяваски.


Аноним — бизнесмен, семьянин, духовный практик, масон

Это было примерно в 2011 году. Тогда шаманов из Перу «привозили» их ученики из Европы, считай, как на гастроли. Шаманов, к слову, известных, — их имена можно найти в Интернете. Например, у шаманов Гилермо и Шипимбо есть целая школа. Из джунглей в Москву приезжали их ученики и даже посвятили в шаманизм моего знакомого.

Сам процесс  начинается с окуривания помещения. Куришь шаманский табак «мапачо»… Кстати, я брал его семена и мы с другом даже засеивали их на Михайловском перевале. Высаживали, собирали урожай и сушили. Он там прижился в те годы. И предполагается, что вот это окуривание — твое знакомство с таинством, его первый этап. Сначала инициация в мопачу, потом — аяваска. Это немного разные духи, и последовательность именно такова.


Фото: @mensageirosdosventos

Сама аяваска, как напиток, токсичная. Люди с неё крепко и тяжело блюют. Оба трипа на моей памяти, с пятницы по субботу и с субботы по воскресенье, люди блевали прямо на месте, в специально поставленные тазики. Это заметно снижает эстетичность происходящего… Церемония проходила в загородном доме двое с половиной суток. К этому мы должны были готовиться, по-моему, 21 день или весь лунный цикл. В программу «поста» входили определенные ограничения на пищу, ноль алкоголя…  Но это я в те годы не соблюдал. 

Ретрит в Перу. Фото: @ayahealingretreats

Далее, после подготовки, организуется пространство для самого обряда. Оно называется «молока» и его «держат» (контролируют) шаманы. Новичкам проводят определенную премедикацию травами — дают определенные настои.


“А ты точно шаман?”

Самым глубоким впечатлением от обряда для меня стал перуанский шаман Вальтер. Он сидел, не меняя позы, как мне показалось, два с половиной дня точно. Сидел в полной, глубокой безмятежности и ничего не произносил. Даже не двигался!

Но вернемся к самому главному — аяваске. Как напиток для приема внутрь это — сильный галлюциноген. Как это проявилось? Я считал, что со мной ничего не происходило. Причем, считал несколько лет. Кроме моментов, когда я в процессе закрывал глаза и уже уходил в неосознанное состояние. Были какие-то «калейдоскопы» перед глазами, что, в принципе, не является каким-то серьезным впечатлением. На мой взгляд, если хочется яркого опыта, это можно получить и без помощи аяваски. Но есть один интересный момент! Его я понял буквально год назад — почти через десять лет после экспириенса.

Долгое время я считал, что на меня ритуал не подействовал, — а вот других, как сейчас помню, очень колбасило. Один персонаж рядом со мной извивался так, будто у него змея в позвоночнике. На мой взгляд, это было за гранью нормальной физиологии — позвоночник не может гнуться волной. Другой персонаж хлопал ладонями, как птица. Причем запястья его заламывались, также невзирая на возможности суставов. И я думал: как же аяваска действует на людей! И жил с этим впечатлением много лет, пока год назад до меня не дошло, что это были просто мои галлюцинации. 

Сказать, что я во что-то углубился, что-то осознал, не могу. Этого однозначно не произошло. Какие-то духовные техники, технологии не были переданы, — да никто и не пытался их передать. Я не могу сказать, что моя жизнь разделилась на «до» и «после». Хотя, ты никогда не сможешь этого проанализировать. В тот момент у меня был достаточно сильный кризис, но я не могу сказать, что благодаря аяваске я из него вышел. Это было бы глупо. 

Аяваска, мапачо и другие вещества и травы являются частью очень большой культуры перуанского и южно-американского шаманизма. И это — лишь один из элементов, который в коммерческих мероприятиях выдергивается, как некая яркая фишка.

Что, впрочем, для западной цивилизации очень типично. Сама ментальность допускает акценты на значимых артефактах, но не идет в глубину — за технологией, которая эти артефакты сопровождает. Самый яркий пример — обычный табак, который был элементом духовной культуры и практик. Табак заехал в западную цивилизацию, а практики — нет. То же самое — с кокой. Так происходит со многими веществами, и это нормально для западного мировоззрения. Сколько всего привезли из Африки и с Ближнего Востока на уровне «красивых штучек», но без их глубины!


Реальный эффект или самовнушение? 

При этом я лично знаю по крайней мере трех человек, которые были у шамана Делермы. Они провели по 28 дней или даже больше в джунглях Перу и получили положительный опыт с серьезным целительным эффектом. Причем, на уровне тела менялись достаточно серьезные диагнозы. Но то было 28 дней терапии, в которой шаман использовал аяваску, чтобы достигнуть целительского эффекта. Допускаю, что  эффективность могла бы даже исследоваться в рамках научного эксперимента. Да, в некоторых случаях аяваска работает — но как элемент системы.


Фото: @rapesagrado

Важно понимать, что шаманы контактируют с вспомогательными веществами осознанно, и это — очень сложная технология. Будучи «там», так называемый проводник находится в сознании. А вот хайполовов употребление аяваски может привести максимум к токсичному отравлению: они уйдут «в мультики», а потом отблюются — и всё. 

Если говорить в сухом остатке, то после пройденного опыта я не вижу для себя вообще никакого смысла использовать те или иные вещества, в том числе аяваску. Я отказался даже от банального алкоголя. Иногда — табак и, в каких-то количествах, кофеин. Если уж практиковать, то чистое сознание. Я считаю, в этом и лежит «весь клад благих сокровищ».


Разум и чувства: как организм реагирует на галлюциногенные зелья

Пока знаменитости с загадочным видом отделываются многозначительными фразами, а очевидцы делятся личными переживаниями, мы решили спросить у врача, как же, собственно, ведет себя тело после употребления подобных галлюциногенов.

Вероника Сысоева, врач-психиатр, нарколог, психотерапевт, кандидат медицинских наук

При попадании в организм психоделиков вроде аяваски, за счет токсического эффекта действующего вещества, появляются истинные галлюцинации мистически-религиозного содержания в сочетании с помрачением сознания. Истинные галлюцинации могут представлять собой любые, не существующие на текущий момент, объекты, обладающие всеми свойствами настоящих. Например, человек видит, как ползают клубки змей, — или у него перед глазами присутствуют люди, которых на данный момент нет. 

Галлюцинации бывают не только зрительными, но и слуховыми или тактильными: человек может чувствовать прикосновения или слышать голоса, которых на самом деле нет. Помрачение сознания характеризуется полным или частичным перемещением в другое пространство, например, в другой город, комнату или в лес — и в сочетании с истинными галлюцинациями позволяет получить яркие эмоциональные переживания. 


 Что в этом приятного?

Приятным после употребления психоделиков может  быть чувство расслабления, полная отрешенность от настоящего, ощущение невесомости, «выхода» из тела, прилив энергии, повышение активности и настроения. Приятно чувствовать отсутствие рамок, безграничность мира, ощущать собственные силы… правда, все это происходит в моменте опьянения. Под действием наркотика люди начинают видеть и чувствовать то, что не замечали ранее — за счет обострения чувств зрения, слуха и обоняния. Деперсонализация и дереализация, как симптомы, означают, что человек начинает чувствовать себя кем-то иным, видит мир под другим углом. Важно понимать, что все эти переживания являются психопатологическими симптомами в состоянии опьянения под действием наркотика. И с магическими способностями колдунов и шаманов никак не связаны!


А что неприятного?

Неприятным после употреблении аяваски могут быть токсические эффекты от приема наркотика — головокружение, тошнота, рвота, сердцебиение, нервное возбуждении, бессонница, увеличение тревоги вплоть до появления сильных приступов. А кроме того — чувство вины и страха, раздражительность, замкнутость, агрессия, снижение настроения и желание покончить  жизнь самоубийством. 


Фото: @theintegrationcircle

На фоне приема любых наркотических препаратов индивидуально могут дебютировать или обостряться эндогенные психические расстройства, такие как депрессия и шизофрения. В этих случаях мистический опыт аяваски заканчивается плачевно  — суицидами, причинением вреда себе или окружающим и длительной госпитализацией в психиатрический стационар. 

Само состояние после употребления аяваски можно сравнить с алкогольным делирием, называемым в народе «белой горячкой», эндогенными психозами в рамках шизофрении и тяжелой психотической депрессией. 


Аяваска: побочный эффект

Необратимыми последствиями употребления аяваски могут быть травмы, полученные в момент опьянения, суициды, дебюты эндогенных психических расстройств, токсическое поражение клеток головного мозга, формирование наркотической зависимости и летальные исходы от передозировки. 


Фото: @ayahuasca_sagradaterapia

Действующее вещество аяваски — диметилтриптамин (ДМТ) не вызывает физическую зависимость как таковую. Куда опаснее психологическая, эмоциональная зависимость от вещества, заставляющая вновь и вновь прибегать к нему за получением острых ощущений.


Скорая помощь: как нейтрализовать действие психоделика

Блокировать действие отвара айваски можно с помощью снижения концентрации диметилтриптамина в крови. Силы должны быть направлены на максимально быстрое выведение действующего вещества и его токсинов. Первыми мерами должны быть:

  • Промывание желудка;
  • Обильное питье;
  • Дезинтоксикационная терапия в виде капельных инфузий с хлоридом калия и натрия в сочетании с витаминами;
  • Немедленная госпитализация при потере сознания и терапия после консультации терапевта и невролога.

Самостоятельно купировать передозировки от наркотических препаратов не рекомендовано — последствия могут быть плачевными. Необходимо вызвать медицинскую бригаду и организовать оказание качественной специализированной помощи и при необходимости организовать госпитализацию в профильный стационар.

Еще раз напоминаем: наркотические и психотропные вещества опасны для здоровья и жизни!

Купить рекламу

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.