Логотип Peopletalk

Эра Водолея: Хакасия

Главное изображение статьи

В прошлых выпусках мы коснулись тем роли шамана, содержания его обрядов и средств, которые помогают шаману при взаимодействии с другими мирами. Теперь же перед нами встает новый вопрос – а что скрывает культура шаманизма как космогония, как концепция мира? Ответ на него мы попытаемся дать, посетив Хакассию, раскинувшую свои границы от Красноярского края до Алтая.

Сложно говорить о культуре хакасского шаманизма в отрыве от тенгрианства, или, как его еще называют, тенгризма, – представления о средневековой этнической религии тюрко-монгольских кочевников. Среди населения Хакасии многие почитают тенгризм именно как этическую культуру, дающую свое обоснование окружающему порядку и несущую ценностною базу от поколения к поколению.

Несмотря на то что в тенгризме мы узнаем уже знакомые по верованиям других регионов почитание старшего поколения и уважение к наследию предков, там мы найдем и обособляющие и индивидуальные черты. Так, например, в культуре хакасов присутствует интересное деление жизни человека на четыре нравственных испытания, которые, по представлению тенгризма, каждый из живущих проходит, следуя по пути от младенчества до глубокой старости.

Тут же мы встретим и самобытное толкование шаманского представления сущего как соприкосновения трех миров. В хакасской интерпретации верхний мир является источником божественного, обителью духов и высших сих – местом, где зародились души всех людей на земле. Средний мир же представляет собой наш мир – искусственный, подлинными и вечными в котором являются только души населяющих его людей, заключенные в смертных телах.

Нижний же мир – обитель мертвых. Тут духами правит Эрлик-хан. Персонаж, который также присутствует и в мифологии алтайцев. В отличие от видения алтайских шаманов у хакасов Эрлик-хан больше напоминает чудовище, чем человека, и является куда менее однозначной фигурой. В нижний мир, по хакасской традиции, имеют доступ только отважные шаманы, и спускаются они сюда для решения самых тяжелых проблем со здоровьем и жизнью человека.

Перекрестными задачами как тюрко-монгольского тенгризма, так и хакасских верований является сохранение души и стремление к достойной жизни человека вне пороков. Тогда после смерти наши души смогут совершить переход из среднего искусственного мира в нижний и присоединиться к предкам и древним духам.

Об отражении этих трех миров в современном искусстве хакасского народа нам расскажет Александр Иванович Котожеков – хакасский драматург, писатель и художник.

Три мира и четыре ступени нравственного развития человека по хакасской традиции – все это нашло отражение в его многообразном творчестве. Каждый всполох огня во время камлания шамана в произведениях Александра Ивановича находит рифмы с верованиями и понятиями древней культуры Хакасии.

Александр Иванович расскажет нам, что даже край рукава традиционного хакасского костюма символически украшен радугой не случайно. Подобная обработка края шаманского облачения означает небесный край и необходимый конец всего сущего.

Наш следующий герой Валерий Николаевич Чебочаков станет удивительным примером человека, в котором сочетаются почти юношеский бунт и умиротворенная мудрость зрелого шамана.

Валерий Николаевич расскажет нам, что можно быть самым главным шаманом Хакасии и пройти всего одно посвящение. Валерий Николаевич вообще имеет обособленную и даже слегка радикальную точку зрения на шаманизм и выстроенные вокруг него нормы, но это обусловлено не бездумным протестом, а тем, что, по мнению Валерия Николаевича, шаманизм сегодня, как и прочие явления в окружающем мире, пребывает в процессе глобальных изменений. Старые нормы уходят или преображаются и формальности замещают более нативные практики. При этом неизменным остается ценностное ядро, преобразующееся согласно законам нового времени, но не теряющее свою этическую базу. 

Также Валерий Николаевич расскажет о своем детстве, когда его родители были вынуждены прятать ребенка с проявившимися способностями шамана. Тогда многие семьи на территории СССР были вынуждены скрывать дар у своих родных. Поэтому Валерий Николаевич был отделен от своего наследия и познакомился со своим дедушкой только на собственном посвящении в шаманы.

Также в этом выпуске мы более обстоятельно познакомимся с женщинами – представителями шаманских практик. Это Тамара Петровна Доможакова, Ольга Фаминишна Полозова, Аяна Викторовна Кызласова, Евгения Львовна Султрекова и Екатерина Викторовна Аникина.

Этот удивительный хакасский коллектив проводит совместные обряды. Повсеместно взаимодействуя, эти женщины хорошо сознают свои сильные и слабые стороны и всегда подставляют друг другу плечо. Также эти женщины-шаманки расскажут о том, что им часто приходится переделывать работу за другими неопытными шаманами, а для того чтобы обращение к шаману имело положительный эффект, сам человек, имеющий нужду, должен приложить к этому усилие и настроиться на благоприятный исход. 

Эту команду шаманок приглашают на археологические раскопки для установления подлинности найденных учеными мест и отпечатков древней хакасской культуры.

Мы сами побываем в одном из таких мест, где нашим проводником станет Марина Окунева – сотрудница Хакасского краеведческого музея и исследовательница хакасской культуры. Мария расскажет нам о древнем шаман-камне и изображенных на нем петроглифах и их трактовке, а также исполнит композицию на национальном музыкальном инструменте хакасов – чатхане.

Хакасия вообще выделяется особым вниманием и бережным подходом к памятникам своей культуры. Чтобы убедиться в этом, мы посетим Республиканский музейно-культурный центр в Абакане. На территории центра размещается Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова. У нас будет экскурсия по обширной и впечатляющей экспозиции культуры Хакасии, где нашим проводником станет Леонид Горбатов. Пожалуй, тут впервые мы услышим о взгляде на культуру шаманизма с позиции ученого, а не практика или популяризатора.

Для Леонида памятники хакасской истории не только предмет бережно охраняемого наследия культуры его республики, но и богатый источник знаний о верованиях его народа и частичка мозаики, из которой складывалось мировоззрение древних хакасов.


Благодарим за участие в проекте:

Специалиста по экспозиционной и выставочной деятельности Хакасского краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова — Кавриса Михайловича Торбостаева

Экскурсовода по участку «Оглахты» и этнического музыканта Марину Окуневу

А также Александра Ивановича Котожекова и Валерия Николаевича Чебочакова


Режиссер: Денис Стецишин

Фотограф: Александр Новиков

Оператор-постановщик: Денис Белоусов

Звукорежиссер: Александр Захаров

Интервью/работа с героями: Екатерина Шерко

Пост-продакшн: elandic.tv

Скрипт-супервайзер/текст: Николай Кобзев

Анимация: Анна Суркова, Анастасия Смирнова

Закадровый голос: Никита Прозоровский

Руководитель проекта: Григорий Черкасов

Продюсер: Анастасия Фридман

Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.