Логотип Peopletalk

Эра Водолея: Якутия

Главное изображение статьи

Мы совершили по-настоящему большое путешествие. Узнали много нового о шаманах и искусстве шаманизма, стали свидетелями множества диковинных ритуалов и подношений, видели старинные петроглифы и мистические сейды, посещали священные места и заповедные памятники древних культур.

На нашем пути помощниками, указывавшими нам дорогу к познанию шаманизма, служили самые разные люди. Среди них были шаманы и шаманисты, исследователи и популяризаторы шаманского искусства, неошаманы и самые простые люди, выросшие в окружении древней культуры.

А еще среди представителей шаманизма нам встречались как мужчины, так и женщины, и до сих пор мы не заостряли на этом внимание. Но в Якутии, последней точке на карте нашего путешествия по России, это различие обособляют не столько вопросы гендера как такового, сколько богатый и осмысленный опыт и даже сама история якутского шаманизма.

Культура Якутии подарила мужчинам и женщинам, практикующим шаманизм, не только разные названия, но и разные смыслы, которые нашли отражение в «Олонхо» – древнейшем памятнике культуры якутов. Как и уже упомянутый в наших выпусках эпос «Калевала», «Олонхо» является своего рода собранием стихотворных сказаний, охватывающим все основы и верования традиций якутского народа.

Действие в «Олонхо» происходит в уже знакомых нам по хакасскому шаманизму верхнем, среднем и нижнем мирах. По сюжету великий воин героически противостоит темным силам в попытке спасти свою супругу. Интересно, что в разных интерпретациях «Олонхо» воин мог становиться воительницей, спасающей своего супруга, что уже говорит о некоторой эмансипации в культуре якутов.  На помощь воину в противостоянии злым силам приходила Удаган – женщина-шаманка, проводник духов и посредник во взаимодействии с другими мирами. Удаганом или удаганкой в Якутии называют всех женщин, практикующих шаманизм, тогда как мужчины-шаманы называются  ойуунами.

Специфика удаганов обусловлена не только гендером, но и своеобразной областью их специализации. Удаганы концентрируются на целительстве, помощи в решении личных вопросов, а также, согласно якутским верованиям, обладают большей стойкостью в сравнении с ойуунами. Из конфликтов и споров между ойуунами и удаганами, возникавших на протяжении столетий, победителями всегда выходили удаганы, так как они превосходили ойуунов по силе и степени связи с природой.

Исходя из такой обособленности, которой выделяются женщины в культуре шаманизма Якутии, наш рассказ о героях этого выпуска мы начнем с современных удаганов: Анастасии Махатыровой, Анны Устюжиной и Наталья Неустроевой. Вместе они практикуют шаманизм и работают на благо окружающих. Наши современные удаганки занимаются целительством и помогают людям выходить из самых сложных ситуаций. Также Анна, Анастасия и Наталья расскажут нам о важном и ранее не затронутом нами аспекте – необходимости социального взаимодействия для шамана.

Ранее мы упоминали, что детей, в которых пробуждались шаманские способности, прятали, чтобы их дар не навлек беду на семью. Главным мотивом в этом случае была безопасность ребенка, так как подобная практика была распространена в периоды гонений на шаманов. В наше же время причины, по которым для детей до поры «закрывают» их дар, совершенно иные.

По словам Анны, Анастасии и Натальи, такая практика в современном обществе служит уже не как средство защиты будущего шамана или его семьи от гонений, а как возможность для одаренного человека «заземлиться», получить социальные навыки, обзавестись семьей и наследием. Это делают потому, что в отрыве от социального быта шаманизм способен полностью захлестнуть человека, оборвав хрупкую связь с реальностью. Образование же, близость родных и друзей, понятная мирская профессия сохраняют связь шамана с нашим физическим миром.  

Нашим следующим героем станет Петр Дмитриевич Николаев, взявший после посвящения имя Хордобой, что по-якутски означает «высокий», «возвышенный». Петр Дмитриевич – один из главных целителей Якутии. Он расскажет нам о своей практике и духе-покровителе, которым является не какой-то абстрактный дух реки или леса, а его собственный предок, также когда-то служивший шаманскому ремеслу. Интересно и то, что имена таких духов никогда не разглашаются. Еще наши удивительные героини расскажут нам о различии юрты и балагана как летнего и зимнего жилища якутов.

Нашим следующим героем станет Петр Дмитриевич Николаев, взявший после посвящения имя Хордобой, что по-якутски означает «высокий», «возвышенный». Петр Дмитриевич скромный и тихий мужчина, несмотря на то что считается одним из главных целителей Якутии.

Он расскажет нам о своей целебной практике и духе-покровителе, которым является не какой-то абстрактный дух реки или леса, а его собственный предок, также когда-то служивший шаманскому ремеслу. Интересно и то, что имена таких духов никогда не разглашаются. В Якутской культуре в принципе существует своеобразный запрет на упоминание имен далеких предков. Это связанно с верой якутов в перерождение душ, находящих пристанище и новую жизнь в телах наследников.

Также в нашем путешествии по Якутии мы посетим получившую широкую известность усадьбу Алтасовых и познакомимся с самим Василием Алтасовым и его супругой Валентиной. Они содержат настоящий музей-заповедник якутских традиций и аутентичную мастерскую по изготовлению шаманских бубнов. Бубен, которым пользуется наш предыдущий герой Петр Николаев, как раз был изготовлен в этой мастерской непосредственно Василием Алтасовым.

Жемчужиной же нашего путешествия по Якутии станет посещение Ленских столбов – огромного национального парка потрясающей красоты, где по сей день сохранилось множество памятников якутской культуры, мест силы и петроглифов. Нашим проводником будет молодой шаман-ойуун Дархан Никифоров.

Помимо того, что Дархан проведет нас тропой меж заповедных мест Ленских столбов и по пещерам, скрытым в утесах этих удивительных гор, он расскажет, с каким настроем необходимо посещать священные места Якутии, и об основах якутского шаманизма, начертанных петроглифами на изваяниях, заполняющих горы. Оказывается, предки якутов изображали на столбах единение трех душ – основу нравственных ценностей культуры якутского шаманизма. По преданиям, только жизнь в согласии и балансе со всеми тремя душами приносит гармонию и покой. Также Дархан расскажет о своем удивительном посвящении в шаманы и обучении шаманскому искусству, которое у него проходило во снах.

Вот таким оказалось наше путешествие. Путь, в котором мы, посетив самые разные уголки России, постарались познакомить вас с культурой шаманизма, вновь растущей и пробуждающейся по всей нашей огромной стране.


Режиссер: Денис Стецишин

Фотограф: Александр Новиков

Оператор-постановщик: Денис Белоусов

Звукорежиссер: Александр Захаров

Сведение звука: Кирилл Сосорин

Интервью/работа с героями: Екатерина Шерко

Пост-продакшн: Алексей Копашов, elandic.tv

Скрипт-супервайзер/текст: Николай Кобзев

Анимация: Анна Суркова, Анастасия Смирнова

Закадровый голос: Никита Прозоровский

Руководитель проекта: Григорий Черкасов

Продюсер: Анастасия Фридман

Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.