Если бы «Барби» была настоящей, то сегодня наверняка украшала бы собой обложки Vogue и была предметом желания главных модных домов.
Даже не покидая своей пластиковой упаковки на магазинных стендах, она стала настоящей ролевой моделью не только для детей, мечтающих о том самом домике мечты и фирменном розовом лимузине, но и для взрослых, превратив свое имя в бренд с мировой популярностью.
Поэтому в музее восковых фигур впервые появился неодушевленный персонаж, Кайли Дженнер вдохновлялась куклой на одну из хэллоуинских ночей, а автор «Маленьких женщин» и «Леди Берд» Грета Гервиг прямо сейчас снимает про нее фильм с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях. Уверены, что, если бы «Барби» могла плакать, она обязательно расплакалась бы от такого признания, хотя изначально ее «родители» – фирма Mattel – скептически отнеслись к идее создания пластиковой игрушки в виде взрослой женщины (в почете были пупсы и бумажные куклы, вырезанные из листа картона). Да, на исходе 50-х существование «Барби» было под вопросом, но компания решилась на эксперимент и сорвала куш, несмотря на первоначальное недоверие покупателей, – в первый же год было продано 300 тысяч кукол.
Новая игрушка Mattel быстро стала одной из самых популярных в Америке, и компания постепенно расширяла производство: у «Барби» появились бойфренд Кен и подруги, шестеро братьев и сестер и десятки нарядов, которые продавались отдельно по цене в три доллара. Сама кукла тоже не «стояла на месте» и осваивала профессии, чтобы, по словам Mattel, каждая девочка могла увидеть в ней себя и понять, чем бы ей хотелось заниматься, когда она вырастет: так появились «певица», «балерина» и «медсестра», «няня», «учительница», «космонавт», «кандидат в президенты». К середине 60-х (первая кукла была представлена миру в 1959-м) ее успех вышел далеко за пределы детских магазинов: была выпущена серия мультфильмов, издавались журналы и книжные серии, производилось множество сопутствующих товаров от канцелярских принадлежностей до одежды.
В какой-то момент «Барби» стала одной из самых продаваемых игрушек в мире – по некоторым данным, каждую секунду в мире продавалось по три куклы, а Mattel параллельно выпускал еще и коллекционные серии, не предназначенные для игры.
Кукол для них одевали Ив Сен-Лоран, Жан-Поль Готье, Пьер Карден, Нина Риччи, Пако Рабан и другие дизайнеры, а средства от продаж шли на благотворительность.
Увы, уже к началу нулевых игрушка перестала пользоваться той же популярностью: на рынке появились «Братц», продажи «Барби» стали падать, и в Mattel решили судиться с главными конкурентами на рынке. В фирме утверждали, что основатель «Братц» Картер Брайант придумал куклу в период работы на них и фактически украл ее, и суд с этим согласился. Правда, после уплаты штрафа куклы с выразительными глазами до сих продолжают продаваться.
По такому случаю «Барби» переоделась в парадное и стала настоящей принцессой по образу и подобию Золушки – пышные платья, меховые накидки и декор из воздушных перьев дополняли уменьшенные копии туфель Christian Louboutin и ювелирные украшения Tiffany & Co. Вообще, «Барби» никогда не отставала от трендов, поэтому в 70-х, например, под влиянием популярного сериала «Семейка Брейди» «поехала» на калифорнийский пляж и обзавелась загаром и белоснежной улыбкой (модель «Малибу» стала одной из самых популярных за все время существования бренда), в 90-х носила мини, укороченные топы, джинсовые куртки и брючные костюмы, подражая Бритни Спирс, а сейчас одевается в Ralph Lauren, Dior, Escada, Carolina Herrera, Oscar de la Renta, Givenchy и Burberry.
О социальных проблемах в Mattel тоже не забывали: так, в линейке моделей появилась Бекки на инвалидной коляске в знак поддержки детей с ограниченными возможностями, а затем Элла, потерявшая волосы в борьбе с онкологией. «Барби» коснулась даже повсеместная цифровизация: в 2015-м появилась модель, оснащенная камерой, микрофоном, динамиком и модулем Wi-Fi.
Впрочем, пока одни отдавали кукле все лавры, другие ее критиковали. Популярность игрушки связывали с распространением анорексии и булимии и даже ввели такое понятие, как «синдром «Барби»» – навязчивое стремление соответствовать идеалам красоты, проповедуемым в социальных сетях. А в центральном госпитале Хельсинки к тому же подсчитали, что пропорции куклы неестественны для человека: реальной женщине с теми же параметрами не хватало бы от 17 до 22 % веса для нормального функционирования репродуктивной системы. Производителям приходилось идти на уступки, поэтому в 1997-м Mattel уменьшили игрушке бюст и расширили талию, а в 2016-м под влиянием тренда на бодипозитив решились на революционный шаг – выпустили «Барби» с пышными формами, а также низкого и высокого роста. В этом году коллекция пополнилась целой линейкой инклюзивных моделей всех рас и комплекций и одной трансгендерной – ее прототипом стала актриса Лаверна Кокс («Оранжевый – хит сезона»).
«Барби» и ее друзья держат руку на пульсе: в коллекциях появляются модели, вдохновленные звездами, ее гардероб пополняется образами именитых дизайнеров, сама она тоже живет насыщенной кукольной жизнью (в 2004-м они с Кеном даже разошлись, но через два года все же вернулись друг к другу) и общается с поклонницами по всему миру в блоге на YouTube практически с 11 миллионами подписчиков.
За столько лет она, кажется, выросла, поэтому в видео признается, что иногда без причины грустит и что это – нормально, обсуждает травлю в школе и проблему застенчивости, а еще призывает игнорировать стереотипы, о которых сама знает не понаслышке.
Но сегодняшняя «Барби» – не только про платиновый блонд, коллекцию игрушечных туфель и розовый цвет.
Теперь в Mattel проповедуют, что, как и ее будущая обладательница, их кукла может быть буквально кем угодно: поваром, звездой сцены, тренером по йоге, врачом, гонщицей, пилотом, разработчиком, инженером робототехники или просто принцессой. А еще сегодня она не ограничена размером XXS. Именно с этой стороны ее, к слову, должен показать новый одноименный фильм Греты Гервиг. Лента «Барби» одна из самых ожидаемых премьер следующего года от феминистичного автора «Маленьких женщин» и «Леди Берд», историй о взрослении, месте женщины в обществе, и историй довольно серьезных. Свой новый проект Грета Гервиг писала в соавторстве с Ноа Баумбахом, отвечавшим за «Брачную историю», и в ее мире «Барби» не поет Barbie Girl от Aqua, а изгоняется из «Барбиленда» за несоответствие его нормам красоты и учится жить в реальном мире, где путь к совершенству – через внутреннюю гармонию, а не идеальные кудри. Станет ли такая «Барби» лучшей куклой XXI века? Увидим.