Логотип Peopletalk

Эволюция «Барби»: от пластиковой гламурной блондинки до ролевой модели XXI века

Главное изображение статьи
Реклама

Если бы «Барби» была настоящей, то сегодня наверняка украшала бы собой обложки Vogue и была предметом желания главных модных домов.

Даже не покидая своей пластиковой упаковки на магазинных стендах, она стала настоящей ролевой моделью не только для детей, мечтающих о том самом домике мечты и фирменном розовом лимузине, но и для взрослых, превратив свое имя в бренд с мировой популярностью.

Поэтому в музее восковых фигур впервые появился неодушевленный персонаж, Кайли Дженнер вдохновлялась куклой на одну из хэллоуинских ночей, а автор «Маленьких женщин» и «Леди Берд» Грета Гервиг прямо сейчас снимает про нее фильм с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях. Уверены, что, если бы «Барби» могла плакать, она обязательно расплакалась бы от такого признания, хотя изначально ее «родители» – фирма Mattel – скептически отнеслись к идее создания пластиковой игрушки в виде взрослой женщины (в почете были пупсы и бумажные куклы, вырезанные из листа картона). Да, на исходе 50-х существование «Барби» было под вопросом, но компания решилась на эксперимент и сорвала куш, несмотря на первоначальное недоверие покупателей, – в первый же год было продано 300 тысяч кукол. 

Новая игрушка Mattel быстро стала одной из самых популярных в Америке, и компания постепенно расширяла производство: у «Барби» появились бойфренд Кен и подруги, шестеро братьев и сестер и десятки нарядов, которые продавались отдельно по цене в три доллара. Сама кукла тоже не «стояла на месте» и осваивала профессии, чтобы, по словам Mattel, каждая девочка могла увидеть в ней себя и понять, чем бы ей хотелось заниматься, когда она вырастет: так появились «певица», «балерина» и «медсестра», «няня», «учительница», «космонавт», «кандидат в президенты». К середине 60-х (первая кукла была представлена миру в 1959-м) ее успех вышел далеко за пределы детских магазинов: была выпущена серия мультфильмов, издавались журналы и книжные серии, производилось множество сопутствующих товаров от канцелярских принадлежностей до одежды.

В какой-то момент «Барби» стала одной из самых продаваемых игрушек в мире – по некоторым данным, каждую секунду в мире продавалось по три куклы, а Mattel параллельно выпускал еще и коллекционные серии, не предназначенные для игры.

Кукол для них одевали Ив Сен-Лоран, Жан-Поль Готье, Пьер Карден, Нина Риччи, Пако Рабан и другие дизайнеры, а средства от продаж шли на благотворительность. 

Увы, уже к началу нулевых игрушка перестала пользоваться той же популярностью: на рынке появились «Братц», продажи «Барби» стали падать, и в Mattel решили судиться с главными конкурентами на рынке. В фирме утверждали, что основатель «Братц» Картер Брайант придумал куклу в период работы на них и фактически украл ее, и суд с этим согласился. Правда, после уплаты штрафа куклы с выразительными глазами до сих продолжают продаваться.

По такому случаю «Барби» переоделась в парадное и стала настоящей принцессой по образу и подобию Золушки – пышные платья, меховые накидки и декор из воздушных перьев дополняли уменьшенные копии туфель Christian Louboutin и ювелирные украшения Tiffany & Co. Вообще, «Барби» никогда не отставала от трендов, поэтому в 70-х, например, под влиянием популярного сериала «Семейка Брейди» «поехала» на калифорнийский пляж и обзавелась загаром и белоснежной улыбкой (модель «Малибу» стала одной из самых популярных за все время существования бренда), в 90-х носила мини, укороченные топы, джинсовые куртки и брючные костюмы, подражая Бритни Спирс, а сейчас одевается в Ralph Lauren, Dior, Escada, Carolina Herrera, Oscar de la Renta, Givenchy и Burberry.

О социальных проблемах в Mattel тоже не забывали: так, в линейке моделей появилась Бекки на инвалидной коляске в знак поддержки детей с ограниченными возможностями, а затем Элла, потерявшая волосы в борьбе с онкологией. «Барби» коснулась даже повсеместная цифровизация: в 2015-м появилась модель, оснащенная камерой, микрофоном, динамиком и модулем Wi-Fi. 

Впрочем, пока одни отдавали кукле все лавры, другие ее критиковали. Популярность игрушки связывали с распространением анорексии и булимии и даже ввели такое понятие, как «синдром «Барби»» – навязчивое стремление соответствовать идеалам красоты, проповедуемым в социальных сетях. А в центральном госпитале Хельсинки к тому же подсчитали, что пропорции куклы неестественны для человека: реальной женщине с теми же параметрами не хватало бы от 17 до 22 % веса для нормального функционирования репродуктивной системы. Производителям приходилось идти на уступки, поэтому в 1997-м Mattel уменьшили игрушке бюст и расширили талию, а в 2016-м под влиянием тренда на бодипозитив решились на революционный шаг – выпустили «Барби» с пышными формами, а также низкого и высокого роста. В этом году коллекция пополнилась целой линейкой инклюзивных моделей всех рас и комплекций и одной трансгендерной – ее прототипом стала актриса Лаверна Кокс («Оранжевый – хит сезона»). 

«Барби» и ее друзья держат руку на пульсе: в коллекциях появляются модели, вдохновленные звездами, ее гардероб пополняется образами именитых дизайнеров, сама она тоже живет насыщенной кукольной жизнью (в 2004-м они с Кеном даже разошлись, но через два года все же вернулись друг к другу) и общается с поклонницами по всему миру в блоге на YouTube практически с 11 миллионами подписчиков.

За столько лет она, кажется, выросла, поэтому в видео признается, что иногда без причины грустит и что это – нормально, обсуждает травлю в школе и проблему застенчивости, а еще призывает игнорировать стереотипы, о которых сама знает не понаслышке.

Но сегодняшняя «Барби» – не только про платиновый блонд, коллекцию игрушечных туфель и розовый цвет.

Теперь в Mattel проповедуют, что, как и ее будущая обладательница, их кукла может быть буквально кем угодно: поваром, звездой сцены, тренером по йоге, врачом, гонщицей, пилотом, разработчиком, инженером робототехники или просто принцессой. А еще сегодня она не ограничена размером XXS. Именно с этой стороны ее, к слову, должен показать новый одноименный фильм Греты Гервиг. Лента «Барби» одна из самых ожидаемых премьер следующего года от феминистичного автора «Маленьких женщин» и «Леди Берд», историй о взрослении, месте женщины в обществе, и историй довольно серьезных. Свой новый проект Грета Гервиг писала в соавторстве с Ноа Баумбахом, отвечавшим за «Брачную историю», и в ее мире «Барби» не поет Barbie Girl от Aqua, а изгоняется из «Барбиленда» за несоответствие его нормам красоты и учится жить в реальном мире, где путь к совершенству – через внутреннюю гармонию, а не идеальные кудри. Станет ли такая «Барби» лучшей куклой XXI века? Увидим. 

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.