Логотип Peopletalk

Главные темы нового времени: как «новая этика» меняет киноиндустрию?

Выражение «новая этика» мы стали особенно часто слышать в последние пару лет, в основном в контексте разговоров о важных социальных общественных движениях вроде #MeToo или #BlackLivesMatter. Что это?

Правила, которые устанавливаются прямо здесь и сейчас. И если еще несколько лет назад неаккуратное высказывание о расе, половой принадлежности, политической ситуации на Ближнем Востоке или сексе на рабочем месте не дало бы общественной реакции, то сегодня это вполне весомый повод для увольнения, иска в суд или (как минимум) всеобщей критики. И исключений у этих требований нет: под «цензуру» попадают и мода, и искусство, и кинематограф, которым диктуют новые правила игры.

Победитель «Оскара 2017» в номинации «Лучший фильм»

Теперь кино – не столько произведение искусства, сколько зеркало современных реалий, от которого требуют не красивой картинки и драматического сюжета, а соответствия социальной повестке. Подчиняется даже «Оскар»: с 2024-го в номинацию «Лучший фильм», например, смогут попасть только те картины, которые соответствуют как минимум двум новым стандартам. А именно: по крайней мере одну из главных или второстепенных ролей должен играть представитель расового меньшинства (азиат, афроамериканец, латиноамериканец, коренные американцы, жители Аляски или другие недостаточно представленные этнические меньшинства), по меньшей мере 30 % актеров второго плана должны быть женщинами, представителями расового или этнического меньшинства, ЛГБТК+, людьми с инвалидностью, сюжет должен быть направлен на освещение группы, которая мало представлена: женщины, расовые или этнические меньшинства, ЛГБТК+, люди с инвалидностью, а в команде, которая работает над фильмом, должны быть представители разных этнических групп.

Собственно, эти же правила неофициально касаются не только претендующих на «Оскар», но и практически всю американскую киноиндустрию.

Анну Болейн в новом сериале Channel 5 играет Джоди Тернер-Смит, главными героями киновселенной Marvel все чаще становятся женщины (на смену Железному человеку и Капитану Америка пришли Капитан Марвел, Оса и Ванда), один из самых популярных проектов Netflix «Бриджертоны» критикуют за излишнюю политкорректность из-за выбора на роли представителей британской аристократии темнокожих актеров, то же происходит с «Русалочкой», а Фею в новой «Золушке» сыграет Билли Портер.

Кадр из сериала «Анна Болейн»
Кадр из сериала «Анна Болейн»
«Капитан Марвел»
Кадр из фильма «Капитан Марвел»
«Бриджертоны»
«Бриджертоны»
Холли Бэйли
Холли Бэйли
Билли Портер
Билли Портер

Да и сериалы в общем и целом все больше уходят от развлекательного к социальному – это драмы о дискриминации, харрасменте, власти, расизме, несправедливости и других актуальных проблемах с (это уже почти обязательный пункт) разнообразным актерским составом и персонажами. При этом герои, введенные в сюжет по соображениям толерантности, не всегда, как говорит кинокритик и драматург Николай Гостюхин, могут смотреться на экране органично.

Впрочем, органичность и уместность практически ни при чем – теперь кино не задает вопросы и новые темы, а берет то, о чем уже все говорят, продвигая это в массы. И в этом, с одной стороны, нет ничего плохого – именно через искусство важное и актуальное доносить проще всего, а с другой – не становится ли этого слишком много?

Реклама
Рекомендуем