Хит-парад театрала: топ-5 спектаклей 2025 года, которые обсуждает вся Москва
Первая половина театрального сезона на исходе, но уже понятно, куда будут рваться зрители, и, вероятно, не один год. Колумнист PEOPLETALK театральный журналист и автор Telegram-канала «Слово Славы» Вячеслав Герасимчук составил рейтинг самых обсуждаемых спектаклей в 2025 году. Он рассказал, какие постановки нельзя упустить, и объяснил их главную особенность.

Вячеслав Герасимчук, автор Telegram-канала «Слово Славы»
«Кабала святош» в МХТ им. А. П. Чехова
Рекордсмен по ценам, превзошедший даже «Щелкунчика» в Большом, – это «Кабала святош» в МХТ. Спектакль Юрия Квятковского по степени саморазоблачительности театрального мира действительно очень хорош. А теперь прибавьте к этому суперкаст: Константин Хабенский, Александра Ребенок, Сергей и Иван Волковы (оба из Петербурга, но не родственники) и бизешкой на этом торте – Людовик XIV в исполнении нашего балетного солнца Николая Цискаридзе. Вопрос о том, насколько цена в 70 тысяч рублей за место в партере на официальном сайте оправдана, достоин нескольких диссертаций, но определенный маркетинговый эффект это имело: теперь о «Кабале святош» говорят все, а попасть туда мечтают даже те, кто слово «театр» пишет с пятью ошибками.
«Всё тут»

Из пепла, а точнее из контейнера, на московской сцене воскрес самый исповедальный и успешный спектакль Дмитрия Крымова «Все тут». Вернее, теперь он носит название «Всё тут». И вот почему! Начну с маленькой предыстории.
После закрытия спектакля «Все тут» в Школе современной пьесы, где он шел всего два сезона, декорации должны были уничтожить, а саму постановку отправить на свалку театральной истории. Но бывший директор ШСП Анна Гроголь сделала финт, которого никто не ожидал. Она договорилась, чтобы роскошные декорации во всю стену, повторяющие дорогую лепнину театра, не утилизировали, а передали ей. Их сложили в зеленый контейнер и отправили на хранение на окраине Москвы.
Спустя три года, при поддержке Евгения Цыганова и бизнесмена Максима Левченко, контейнер, как волшебная шкатулка, открылся на крыше торгового центра в Москве. Тогда казалось, что акция разовая – спектакль о спектакле был посвящен столетнему юбилею отца Дмитрия Крымова Анатолия Эфроса. Сам Крымов наблюдал за чудом возвращения постановки из-за океана, где он живет все последние годы.
Уже в ноябре показы перенесли на крытую парковку (все-таки не май месяц). Впрочем, вопрос в том, будут ли еще показы. Уже ходят разговоры о том, куда в очередной раз переедет «Всё тут». Кстати, маленькая ремарка про букву ё, которая тоже поменяла всё. Если раньше спектакль был сценическим признанием в любви к ушедшим из жизни родителям Крымова, то теперь это и дань памяти завершившимся постановкам режиссера: «Костик», «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция», «Последнее свидание в Венеции» и другим.
«Ревизор: комедия в стихах» в Губернском театре
Неожиданная бомба на театральной карте Москвы взорвалась в Кузьминках. Там уже долгие годы существует Губернский театр под руководством Сергея Безрукова. Но редкий театрал из центра добирался до большого и уже даже получившего приставку и бюджет федерального театра. Нас, как говорится, и тут неплохо кормят.
Впрочем, теперь многим придется пересмотреть свои графики, ведь в ноябре здесь на малой сцене вышел спектакль главного хит-мейкера сезона Юрия Квятковского «Ревизор: комедия в стихах». Постановка, созданная в коллаборации с авторами рэп-театра, очень музыкальная, а визуальное оформление напоминает комикс, где чиновники и казнокрады оборачиваются вампирами. Ведь взятки тут берут не борзыми щенками, а народной кровью. Несмотря на жестокую метафору, спектакль легкий, стремительный, смешной и красивый. Абсолютный мастхэв этого сезона.
«Идиоты» в МХТ им. А. П. Чехова
Звучит крайне неполиткорректно, но спектакль Сергея Волкова был обречен стать кассовым. Уже только потому, что во многом является отсылкой к последнему творению Юрия Бутусова, которое не было поставлено в Москве. Перед отъездом за границу мастер начал репетиции в театре Вахтангова, но так и не завершил. Конечно, преданные поклонники не теряли надежды, что однажды Бутусов вернется, но в августе этого года одного из самых ярких режиссеров поколения, а может, и столетия не стало.
И спектакль Сергея Волкова – ученика Юрия Николаевича, артиста, получившего в юном возрасте «Золотую маску» за роль Бертольта Брехта – стал своего рода посвящением учителю. Продолжением его незаконченной работы. Но если акцент в названии у Бутусова был на человеке – «Идиот», то у Волкова – как будто на целой общности.
«Чайка» (ранее в «Сатириконе»)
Еще одним мемориалом Юрию Бутусову стала восстановленная «Чайка» – легендарный спектакль, который долгие годы провожал на покой сам режиссер. Но вышло иначе. Первые показы с проекциями Юрия Николаевича состоялись в Ереване. Константин Райкин обещал, что «Сатирикон» вернет постановку и в Москве, но пока афиша кажется осиротевшей.
«Дядя» в МТЮЗе

Следующий спектакль до сих пор остается самым обсуждаемым. Речь о «Дяде» Петра Шерешевского на сцене МТЮЗа. Переписанный «Дядя Ваня» А. П. Чехова, скорее всего, осовременен до неузнаваемости, но Петр Юрьевич умеет делать хиты. Тем более, что с труппой театра юного зрителя у него сложилась определенная химия. И как ей не быть, если главную роль сыграл сам Игорь Гордин. Премьера состоялась 6 декабря.
Если любовь к театру у тебя в крови, то предстоящие новогодние праздники – отличный повод, чтобы устроить театральный марафон. А мы уже подобрали постановки на длинные выходные: на первую половину смотри здесь, на вторую – здесь.