Хочется оставить след в истории: продюсер «Трудных подростков» Дмитрий Лунев о профессии, трендах и целях кино
Прямо сейчас с победным маршем по more.tv и Wink идет сериал «ФК Родина», только недавно стартовал второй сезон музыкального шоу «Залетай в тренды», а о «Трудных подростках» и вовсе слышали, кажется, абсолютно все. В свое время проект о непростых человеческих судьбах в декорациях российских реалий произвел настоящий фурор на стриминговых просторах – отсюда и статус лучшего интернет-сериала, и круглые цифры в просмотрах, и уже четыре года на экранах. Увы, но скоро с «Трудными подростками» зрителям все же придется попрощаться – грядущий пятый сезон станет для драмы последним. Так или иначе, но за кадром как «Трудных подростков», так и «ФК Родины» и «Залетай в тренды» стоит команда, делающая эти проекты такими особенными. И пока они творят волшебство на съемочных площадках, мы знакомим тебя с ними самими.
Один из них – Дмитрий Лунев, продюсер и сценарист, попавший в мир кино, по его собственному признанию, случайно.
Он рассказывает, что учился в Московском авиационном технологическом университете им. К.Э. Циолковского, а еще что именно это место свело его с теми, с кем он работает до сих пор. Так появилась кинокомпания Prospect Production, проекты, полюбившиеся зрителям, хотя сам Дмитрий признается, что в целом старается отделять кино как работу от личной, повседневной жизни. О профессии продюсера, современных трендах и целях кино поговорили с ним в нашем интервью!
Кто такой продюсер?
Есть стереотип, что продюсер – обязательно обеспеченный человек, который откуда-то постоянно берет деньги и кому-то их дает. На самом деле все сложнее: продюсер отвечает за проект в целом, от момента зарождения идеи до ее финального выхода в свет. Быть продюсером – значит нести ответственность за множество решений. В каком-то смысле каждый свой день на базовом уровне мы тоже продюсируем: решаем, что надеть, куда пойти, с кем поужинать. Просто в кино выше градус ответственности за эти решения.
Что самое сложное в работе продюсера?
О самых экстремальных вещах рассказывать, конечно, нельзя. (Смеется.) Сейчас они вспоминаются со смехом, но в моменте единственное твое чувство – ужас, паника. Часто приходится очень быстро находить решение проблемы, когда что-то идет не по плану, а такое случается постоянно. Кино и профессия продюсера – это про постоянное изменение, динамику. И нескончаемое удовольствие от процесса.
Многие из тех, кто работает в кино, называют его своей жизнью. Ты с этим согласен?
На самом деле я все-таки разделяю эти понятия. Мне нужно перезаряжаться, брать откуда-то энергию, вдохновение, силы. Проекты бывают разные, на них тяжело, поэтому мне кажется правильным оставлять себе время и возможность на жизнь вне работы.
Ты несколько раз назвал своих коллег друзьями. Можешь ли ты развеять миф о том, что с друзьями строить бизнес нельзя?
Скажу честно, это сложно. Когда в деловые отношения вмешиваются дружеские, тебе сложнее относиться к определенным спорам, конфликтам, ситуациям непредвзято, тяжелее говорить какие-то вещи прямо. Не хочется никого обижать, но в то же время нужно понимать, что речь идет именно о работе. Я считаю, что все дело в подходе и умении находить общий язык. Внутри нашей команды нам это сделать удалось, и наши дружеские отношения не мешают нам реализовывать успешные проекты.
В чем, по-твоему, феномен «Трудных подростков»?
Мне кажется, этот сериал был первым в России по-настоящему подростковым, социальным проектом, в котором зритель мог узнать себя. Наши герои проходили во многом через те же проблемы, задавали себе те же вопросы, искали себя, это откликнулось. Уже потом появился тренд как таковой на подростковые темы – он популярен до сих пор.
Есть ли в планах полный метр по «Трудным подросткам»?
Задумки, идеи и мысли есть разные, но их нужно продумывать до конца. Взять паузу, немного по-новому посмотреть на этот сериал. Все-таки существуют определенные законы, и полный метр – достаточно серьезный эксперимент, к которому нужно готовиться, в котором нужно быть уверенным, чтобы зрителю предложили что-то новое.
А что насчет сериала «ФК Родина» – будет ли в нем такая же важная социальная задача, как в «Трудных подростках»?
Да. В первую очередь это история про молодых людей, которым небезразлична судьба их клуба, про то, что можно изменить все, если захотеть. С одной стороны, это сериал про футбол, но с другой – он про отношения, дружбу. Надеюсь, он найдет своего зрителя.
Есть ли у тебя любимые фильмы, сериалы – то, что тебя вдохновляет?
Я много чего взял из своего зрительского опыта. Очень люблю «Крестного отца», советские фильмы – они буквально сняты по-другому, и это непередаваемая атмосфера. Много фильмов, которыми невозможно не восхищаться, и хочется работать, пытаться и еще раз пытаться хоть немного приблизиться к их уровню, чтобы оставить след в истории.
Есть ли у тебя высшая цель в профессиональном плане – например, «Оскар»?
Есть определенные цели, к реализации которых ты идешь, но они постоянно меняются вместе с жизнью. Для меня самое крутое и важное – когда зритель потратил свое время не зря, а получил удовольствие от того, что ты сделал. Сейчас производится огромное, запредельное количество контента (на презентации «ИРИ» только недавно говорили о 69 проектах за год), и когда человек из всего этого обилия оценил именно твой фильм или сериал – это здорово.
Мне кажется, сейчас в кино появился явный тренд на всевозможные ремейки и перезагрузки. Как ты к этому относишься?
Совершенно спокойно. Есть крутые фильмы, которые пересняли не менее талантливо – все-таки меняются зритель, динамика, смыслы, но при этом история, заложенная в основу, остается актуальной. К тому же эффект ностальгии в виде полюбившихся героев оставляет отпечаток. Ты смотришь и думаешь: «Они повзрослели, я тоже».
Какие в целом тренды в кино сейчас есть?
Мы всегда пытаемся это предугадать, но я, наверное, сделаю ставку на цикличность. Сейчас выросло поколение, которое росло, например, в 80-е, 90-е, 2000-е. Прошло 30 лет, а в моду вернулся клеш – в кино это работает так же. Поэтому, например, сейчас новую волну популярности завоевала «Бригада». Можно спрогнозировать какие-то вещи, но точно о том, что будет в тренде, а что нет, никто сказать не может. Если ты понимаешь, что какая-то проблема становится актуальнее, и делаешь об этом сериал, скорее всего, он станет трендом.
Какова для тебя высшая цель кино?
Мои проекты – для зрителей в первую очередь. Если им не нравится, то зачем вообще ты это снимал? Мне важно подсветить проблемы, поставить социальные задачи и в меньшей мере сделать для себя, чем для зрителя.
Фотограф: Тим Осипов
Стилист: Дарья Зотова
Визажист: Дарья Земскова
Ассистент стилиста: Софья Брынцева
Продюсер: Анастасия Фридман