Логотип Peopletalk

Хорошо смеется кто? Главные лица индустрии юмора о том, как меняются те, кто шутят, и те, кто смеются

Главное изображение статьи
Реклама

В дни, когда жизнь летит на бешеных скоростях, сметая все, что было до, и вымывая фундамент из-под ног, точек опоры остается немного. И кажется, что одной из таких во все времена был и остается юмор – в нем сила, правда, способ пережить непростые времена и улыбаться даже тогда, когда на это не хватает сил. Особенно заметной сила юмора стала в последние пару лет, когда мемы в Telegram помогали не сойти с ума от тонны новостей, несущейся на тебя стеной, а шутки в кулуарах хоть немного разряжали обстановку. Впрочем, юмор не только начал существенно менять наши жизни, но и удивительно трансформировался сам – на смену классическим форматам на телевидении пришли комедийные шоу в социальных сетях, расцвел жанр Stand Up, открылись двери для девушек (вот тебе и «не существует женского юмора»).

Отсюда и говорящие сами за себя цифры: 84 % пользователей всех поколений знают, что такое мемы, а 71 % из них используют их в повседневном общении. Пожалуй, мемы стали универсальным языком общения – остроумным, своеобразным, но действующим безотказно. И хотя Павел Воля – «ветеран» индустрии, начинавший с КВН, продолжавший с Comedy Club, а сейчас выступающий бессменным лицом ТНТ, – говорил в интервью Надежде Стрелец, что мы живем в эпоху «начала конца юмора», не все его коллеги с таким утверждением согласны. 

Резидент Comedy Club Демис Карибидис парирует: «Кажется, смеха сейчас стало очень много, но его качество не особо улучшилось. Юмор часто путают с хайпом. Если это конец юмора, то мы хотим выступить у него на похоронах».

Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 и продюсер проектов телеканала ТНТ Константин Обухов, комментируя цитату Павла Воли, например, говорит: «Я понимаю эту фразу так: сейчас просто очень много контента. Юмористический контент в любом случае занимает лидирующую позицию, но что-то свежее и новое воспринимается сложнее – к примеру, появляется новость, и все каналы, социальные сети тут же начинают на ней паразитировать, шутить, выдавать колкие фразы, иронизировать, и это съедает тему. Юмор распыляется. Но с ним все будет нормально, он никуда не уйдет, просто трансформируется».

Константин Обухов

С ним же соглашается звезда «Женского стендапа» и ведущая шоу «Надкаст», GRLS Зоя Яровицына: «Сейчас у людей запрос на юмор с психологическим подтекстом – на то, чтобы они узнавали свои переживания в том юмористическом продукте, который им дают. К тому же повышается планка: от тебя ждут не просто шуток, а наполнения, осмысления жизни, проблем, своего возрастного и социального статуса.

Зоя Яровицына

Комикам нужно быть не просто комиками, но и мыслителями.

При этом людям интересны не столько шутки про терапию и психологов, им интересно, как ты сам пытаешься разобраться в себе, – они хотят словить одну волну, понять, в одном ли вы поле на пути к саморазвитию. Мне кажется, что люди сейчас хотят развиваться, а потому – чуть более интеллектуального юмора». 

«Аудитории интересно, когда смешно и когда видно, что рассказчику самому близко то, о чем он говорит», – рассказывает участница «Женского стендапа» и ведущая «Шоу о загонах» и проекта «Ну мам» Карина Мейханаджян.

Карина Мейханаджян

Ее коллеги по цеху, впрочем, в этом мнении солидарны и сходятся на том, что хорошая шутка никогда не рождается «по запросу». «Считаю, что не артист должен искать аудиторию, а она должна искать артиста. Все, что мне нужно делать, – говорить о вещах, которые волнуют лишь меня», – отрезает Big Russian Boss. Ирина Мягкова, известная как комик, создатель и креативный продюсер «Женского стендапа», дополняет: «Если писать о том, что от тебя хотят, – это не творчество, а корпоратив за деньги». Она же бескомпромиссно отвечает на вопрос о разнице между мужским и женским юмором. Если Big Russian Boss считает юмор в целом вещью субъективной (добавляя, что мужской все же более универсален, но лишь потому, что и комиков среди мужчин пока больше), то Ирина придерживается полярного мнения: «Я часто говорю о том, что у юмора нет гендера.

Ирина Мягкова

Но женщины круче, причем во всем.

Мы тоже можем шутить жестко и называть вещи своими именами, но слово «женский» в тех или иных названиях до сих пор часто отпугивает людей, хотя оно говорит лишь о том, что автор материала – женщина. Раньше в индустрии расцветал сексизм: считалось, что «женский» юмор должен быть милым, безопасным, нежным. На самом же деле все зависит только от человека». 

Историческая справка: русские комедийные традиции восходят к периоду между XII и XIII веками, но появившись, как и в любой другой культуре, в развлекательных целях, к XXI веку юмор подошел как особый вид терапии. «Юмор – один из немногих способов справляться с трудностями в тяжелые времена. Я много слышала от бабушки и дедушки шуток именно про тяготы и думаю, что это в нашем менталитете – подбадривать себя, смеясь.

Юмор стал доступным бесплатным средством, на которое не нужен рецепт от врача, чтобы тебе стало легче.

В целом если слишком серьезно воспринимать жизнь, то она становится безрадостной. Все-таки с юмором как-то полегче и поприятнее. Кажется, ты все переживешь и все сможешь», – говорит Зоя Яровицына. 

По словам креативного продюсера Comedy Club Production, а также продюсера «Музыкальной интуиции», «Песен», «Я тебе не верю» и других Дани Пронякиной, смеясь, мы действительно защищаемся: «Кто перед сном не заходит в социальные сети, чтобы посмотреть смешные видео с собачками и котиками? Топ просмотров – это всегда милые животные или человек, который неудачно упал. Это все про животный смех. На цифровых платформах и телевидении очень популярны юмористические шоу абсолютно в разных жанрах. Я бы сказала, что всем нам нужен юмор, чтобы хорошо провести время и отвлечься от повседневных забот».

Даня Пронякина

Иван Абрамов, звезда шоу Stand Up, добавляет, что юмор сегодня позволяет снизить градус страданий и посмотреть на проблему не как на источник переживаний, а как на источник вдохновения: «Люди с такой же болью смотрят на тебя из зрительного зала и думают: «Блин, я же не один такой».

Иван Абрамов

По сути, много смешного в стендапе пронизано болью, которую ты когда-то пережил и перенес в шутку.

Получается, с этим можно жить и над этим даже можно смеяться». 

Конечно, считать комедию как жанр только «пилюлей» от всех ментальных проблем не стоит – в смысле целей и задач у него более глобальная роль, считает Демис Карибидис. Он поясняет: «Нужен или не нужен, юмор был всегда – во многом он помогает понять состояние общества, отношения людей».

Демис Карибидис

Тем не менее в эпоху новой этики, смыслов и правил, меняющихся каждый день (если не минуту), юмор тоже становится жертвой рамок. Так, отвечая на вопрос о самоиронии русского человека, Big Russian Boss говорит: «Она есть до тех пор, пока кто-то не обидится.

Big Russian Boss

Юмор стал как технологично сделанный напиток – он проходит много степеней очистки.

А самый нерафинированный остается на кухнях и в глубинах Интернета». Давид Цаллаев, креативный продюсер и участник шоу «Однажды в России», в прошлом возглавлявший команду КВН «Пирамида», уверен, что все, напротив, превратилось в паранойю: «Каждый ищет везде что-то, что обидело лично его, и это приобретает «лавиномасштабные» объемы – самоиронией тут и не пахнет. Мы часто сталкиваемся с тем, что сказанное могло быть воспринято болезненно, хотя цели обидеть, задеть не стояло. Конечно, важен контекст: кто говорит, когда, про кого – сейчас все под микроскопом.

Давид Цаллаев

Нам до сих пор «прилетает» за шутки, которые мы снимали два года назад, но именно сейчас они вызывают резонанс.

Вот это я считаю паранойей. А самоиронии как раз очень не хватает всем, в том числе артистам, хотя с ними и проще. Я вообще всегда был против жесткого юмора, и сейчас как раз растет спрос на более добрый, не обижающий юмор. По категории жесткий юмор – самый простой, но с точки зрения творчества я такое не приветствую, и его актуальность в моих глазах становится все меньше». 

События последних лет показали: ничто не смешит так, как шутки на злобу дня, будь то отключение горячей воды, курсы валют, санкции или пандемия опасного вируса (Covid-19, если помните о таком). Мемы, нет-нет да и всплывающие в бесконечном потоке информационного шума с цифрами, подробностями и фактами, воспринимаются лучом солнца посреди недели ливней – и тогда в голове щелкает, что все уже не так страшно. Как мода, юмор не может быть сезонным, что делает его сложным как жанр. Это не просто история о том, как попасть в цель однажды, это история о попадании с каждой новой шуткой. 

«В разные времена юмор направлен в разные стороны. Он отражает действительность, юмор позволяет подсветить проблемы, показать интересные стороны нашей жизни.

Русский юмор – особенный, он литературный, в нем всегда есть второе дно, он редко бывает прямолинейным.

Мы любим, чтобы наш юмор был изящным, интеллектуальным. Он позволяет создавать новые шаблоны и ломать старые. Например, в «Лиге городов» наши участники не только шутят, но открывают зрителям новую музыку, знакомят с новыми артистами через шутки.

Шутки, как отмечает продюсер Medium Quality Production Антон Истомин, вторя коллегам, стали лишь реакцией на события или явления, и больше стало не тем, а ограничений. Big Russian Boss шутит и здесь: «Пока еще не ввели дискредитацию национальной валюты, можно шутить о ее курсе». Но Ирина Мягкова возвращает разговор в серьезное русло: «Юмор – это не мода. Не может быть модным шутить на какие-то темы этой осенью и зимой. А летом – на другие и в шортах. Каждый человек шутит о том, что его волнует в данный момент и в целом по жизни. Некоторым ближе комедия наблюдения, кому-то – отношения, кому-то – мир животных и птиц. Все индивидуально». Звезда Stand Up Гурам Амарян добавляет: «На юморе сильно отражается контекст – не на его качестве, но на теме».

Антон Истомин

При этом никто из наших героев практически не спорит с тем, что вечные темы все же есть, и Даня Пронякина говорит: «Актуальный юмор за счет мемов в Интернете живет порой сутки, лучший протягивает неделю. А вечные темы могут жить десятилетиями. Иногда шутка, сказанная в КВН 20 лет назад, в выступлениях нового поколения может звучать уже как притча. Людей всегда веселят близкие им темы: отношения, быт, то, что окружает их каждый день. В последние годы юмор начал мигрировать и в другие жанры – например, музыкальные. Шоу «Музыкальная интуиция» на ТНТ – это мультижанровое шоу, которое соединяет в себе как музыкальную составляющую, детективный жанр, так и юмор. Соединение комиков и любимых музыкальных хитов – это гремучая смесь для развлекательного контента. Сейчас мы, кстати, как раз проводим кастинг в новый сезон, и чем ужаснее вы поете, тем быстрее наступит ваш звездный час. Если вы у нас еще не были, то срочно заполняйте анкету!». 

Даже если сам юмор и его темы не изменились, смеха в жизни однозначно стало больше. Шоу, отдельные выступления комиков, «Мем дня», подаренный нам Telegram, даже классические анекдоты, оставшиеся в газетах, – как на хороших распродажах или маркетплейсах, юмор теперь можно найти на любой вкус, кошелек и настроение. 

«По моим ощущениям, более востребованными стали концерты и юмористические шоу, – говорит Зоя Яровицына. – Сейчас есть большая потребность в юморе, и это заставляет нас, комиков, расти. Это создает внутреннюю конкуренцию. Все захотели делать свои проекты, все уверены, что у них стрельнет, но только вот в конкурентной борьбе выживают лучшие. Я думаю, сейчас особо популярным становится формат шоу, когда зрителю дают сказать. Как в шоу «Решалы», например.

Сначала проблему «обшучивают», а потом помогают ее решить.

В общем, необходимо вовлечение зрителя – людям уже недостаточно просто смотреть, они хотят быть частью, создателями своих любимых проектов и шоу». 

«Я думаю, мемы обрели высокую популярность в Telegram просто за счет того, что сам Telegram стал популярнее. Лет 12 назад, когда все сидели во ВКонтакте, мемы оттуда работали так же. Влияют ли эти мемасики на восприятие юмора обществом? Наверное, влияют, потому что этого становится больше. Комикам местами сложнее шутить. Шутки становятся вторичными: если ты говоришь шутку, а зрители уже видели такую же, но по-другому сформулированную в мемах, то эту шутку со сцены рассказывать не стоит. Зато это дает повод комикам расти и делать какие-то более нестандартные наблюдения», – рассуждает Гурам Амарян.

Гурам Амарян

С ним, правда, может поспорить Давид Цаллаев, считающий, что витиеватее шутить старались как раз раньше, пока весь креатив не разбился о повсеместный тренд на упрощение: «Диктуют это социальные сети: мемы, которые тоннами попадают всем на глаза, пятнадцатисекундные скетчи.

Все стало проще и тупее, к сожалению, потому что нужно производить много контента за короткий срок. 

Юмор чуть сложнее и интереснее заходит уже не так хорошо». 

На самом деле в многообразии появившихся форм и есть главное отличие юмора нового поколения от старой школы. Антон Истомин подтверждает: «В нулевые в России не было жанра Stand Up, и человек, целый час смешащий зрителей только при помощи микрофона, считался божеством, а сейчас таких сотни. Про многих из них вы никогда не слышали, но они есть и делают это очень качественно. То же самое с тиктоками – раньше просто не было формата короткого видео. Появляется только форма, а темы остаются теми же с поправкой на время и актуальные события». 

«Мне кажется, что возраст влияет на юмор, потому что на него влияет опыт. Конечно, молодое поколение в юморе более дерзкое, оно меньше ориентируется на каноны, может позволить себе искать и видеть что-то другое. Но и комики, ставшие мастодонтами юмора, тоже ищут для себя что-то новое и свежее, иногда это получается, иногда нет.

Юмор – это что-то созвучное с фокусами, очень важен элемент удивления.

Когда тебя неожиданно рассмешили, это всегда хорошо. И те, кто давно занимается юмором, ищут новые формы удивления», – подытоживает Константин Обухов. 

Что в итоге? Современному юмору сегодня нельзя давать слабину: растут спрос и конкуренция, требования, появляются новые смыслы. Повестка меняется настолько быстро, что шутка, задержавшаяся на лишний час, перестает быть актуальной – ее ценность ускользает вместе с канувшим в Лету инфоповодом. Значит, комикам, как журналистам, приходится постоянно держать руку на пульсе. Но и на этом дело не заканчивается – юмор, кажется, беспощаден к тем, кто не открыт к экспериментам и новым формам. И если последние по важности раньше проигрывали содержанию, то теперь готовы с ним соревноваться на равных. А нам как зрителям остается лишь выбирать свое – благо в разнообразии дефицита нет.

Реклама

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.