Логотип Peopletalk

Худшие фильмы в истории кино – так ли они плохи на самом деле?

Главное изображение статьи
Реклама

Быть первым с конца – тоже своего рода достижение. Даже за последнее место придется побороться. Неслучайно в разных сферах существуют антипремии вроде «Золотой малины». Если открыть списки на Imdb, Metacritics и Rotten Tomatoes, то в топе худших будут совершенно разные фильмы. Неожиданно, «Белоснежки» с Рэйчел Зеглер там нет, хотя в этом году она стала главным козлом отпущения. Получается, несмотря на скандальную репутацию мало кто действительно удостоил бы ее такого звания. Тогда начнем с простого: как понять, что фильм плохой?


Мы хотели латте на банановом, а получили на кокосовом

(и это неплохо, но все равно расстраивает)

Обычно все понятно уже по постеру и трейлеру – именно они создают первое впечатление о фильме. Нас совершенно не триггерит, если слэшеры по мотивам диснеевских персонажей вроде «Винни-Пух: Кровь и мед» и «Бэмби. Лесной кошмар» получают низкий рейтинг. Все-таки они изначально ориентированы на узкую аудиторию. Мы не ожидаем какой-то сильной актерской игры, а рассчитываем на аттракционы, которые заставят сердце бешено биться. Хороший ли это фильм? Вряд ли, но свою функцию он выполняет.

И вот другой пример, когда критика обрушивается, если фильм не оправдал ожидания. Мы чувствуем себя обманутыми, когда промо было многообещающим, а сам фильм оказался пустышкой. Отсюда эффект «до» и «после». Именно такая судьба постигла «Белоснежку». Шоураннеры обещали зрителю пригласить актеров с дварфизмом, но в итоге сделали CGI-гномов – и подобных нарушенных обещаний было много. Подлили масла в огонь и политические высказывания актрис. Дальше критика нарастала как снежный ком.

Получается, фильм не выполнил изначальную задачу, и тем самым попал в категорию плохих. И даже если абстрагироваться от шумихи, многие согласятся, что визуально фильм сделан топорно. Гномы были нарисованы хорошо для мультика, но не для игрового фильма. Кроме того, в сценарии были сюжетные дыры, особенно касающиеся финала. И все-таки, сравнивая общее впечатление от других диснеевских ремейков вроде «Мулан» и «Русалочки», «Белоснежка» недалеко от них ушла. Многие критики отмечали сильный вокал Рэйчел Зеглер, которая, в отличие от, например, звезды «Красавицы и Чудовища» Эммы Уотсон умеет петь. Значит есть и плюсы. Кто-то назовет «Белоснежку» плохим фильмом, но звания худшего в истории она все-таки не заслуживает.


Забери свои деньги и верни потраченное время

(и оплати психолога за моральную травму)

О большинстве этих фильмов почти никто не слышал, но они возглавляют топ в хейт-листах по версии агрегаторов и изданий о кино. В 2002-м Антонио Бандерас и Люси Лью снялись в фантастическом боевике «Баллистика: Экс против Сивер», неожиданно став №1 в антирейтинге Rotten Tomatoes, следом за ним идет хоррор «Один пропущенный звонок» 2007 года, а замыкают тройку «Оставленные» с Николасом Кейджем 2014 года. Разложим по полочкам, чем они это заслужили (или нет?).

Первый фильм был снят за 90 миллионов долларов, из которых 20 ушло на маркетинг. И основная претензия заключалась в том, что зритель не увидел ничего такого, на что могли бы уйти эти деньги (не только же на гонорары топовым актерам). Никакого новаторства по части технологий или масштаба съемок не было. Для сравнения: тремя годами ранее вышла «Матрица» братьев Вачовски, снятая за 63 миллиона долларов. Многие спрашивали себя, почему вообще такой бюджет доверили тайскому дебютанту Вичу Каосаянада. К слову, громкий провал «Баллистики» в итоге «похоронил» его карьеру. Спустя время зрители стали лояльнее: боевик называли посредственным, но «не хуже прочих». Только вот общие кассовые сборы составили всего лишь 19 миллионов долларов .

Получается, если не знать бюджет, то восприятие изменится. Не каждый фильм режиссера можно назвать шедевром, но, учитывая его возможности, мы можем судить о мастерстве режиссера.

Американский ремейк «Один пропущенный звонок» одноименного японского фильма ужасов едва окупился в прокате. Его критиковали буквально за все: актерскую игру, сценарий, режиссуру, спецэффекты. Особенно зрителям не понравились вызывающие отвращение эпизоды и полное отсутствие саспенса. Многие отмечали, что интригующую завязку, которая так и не была развита. Подобные фильмы относятся к категории Z, которая в отличие от низкобюджетных C-фильмов, отличается именно плохим качеством. Их также называют «киномусором» или «эксплуатационным кино». В них режиссеры используют не только штампы, но и «запрещенные» приемы (эротика, «расчлененка»).

Казалось бы, зачем снимать халтуру? Прибыли немного и дурная слава. Все просто: аудиторию таких фильмов составляют любители хейтвотчинга.

В США такое кино показывали в грайндхаусах, где можно было увидеть как артхаус, так и что-то поскандальнее. Его крутили в драйв-инах – кинотеатрах на открытом воздухе, куда на тачках съезжались целующиеся парочки. В такое кино не нужно «включаться»: его можно смотреть фоном, подобно тому, как сегодня мы листаем соцсети. Сначала его можно было увидеть на VHS и DVD, а потом в открытом доступе. Причем у любителей «чернухи» есть и свои фавориты. Вспомним, про «Зеленый слоник», растасканный на мемы.

Итак, разобрались. А чем же Rotten Tomatoes не угодили «Оставленные»? Судя по отзывам, его попадание в антирейтинг вызвано как раз популярностью Николаса Кейджа. Нет, к его игре вопросов нет, но именно из-за него фильм посмотрели критики, которые разнесли его в пух и прах, а затем немногочисленные зрители. Далее последовало знакомое: «не смотрел, но осуждаю». То же самое можно сказать про фильмы «Трудный ребенок», «Лондонские поля», «Убей меня нежно», «Возвращение в Голубую лагуну», «Пиноккио», которые явно относятся к С-категории.


Хотите сказать, у меня нет вкуса?

(Даже если нет, мне все равно. Сам решу что смотреть)

Как фильмы вообще попадают в антирейтинги? Сандра Буллок, Пол Верховен, Бен Аффлек, Сильвестер Сталлоне и другие популярные звезды кино становились лауреатами антипремии «Золотая малина». Последний и вовсе является рекордсменом по количеству номинаций и призов в категории «Худший актер». Помешало ли это им в карьере? Вряд ли. Кстати, голливудский режиссер Эд Вуд и вовсе удостоился звания «худшего режиссера всех времен», зато в 1994-м его образ увековечил Джонни Депп, сыгравший его в одноименном фильме Тима Бертона.

Эд Вуд прославился в 50-е – 70-е своими эксплотейшен-фильмами, причем во многих из них снимался легенда кино Бела Лугоши. Иронично, его фантастический фильм ужасов «План 9 из открытого космоса» был занесен в список антипремии «Золотая индюшка» (предшественницы «Золотой малины») как «худший фильм всех времен», но спустя годы был признан общественным достоянием США. Хоррор рассказывает о пришельцах, которые оживили трех мертвых землян и вживили им чипы с программой по уничтожению планеты. Кстати, в том же списке «Индюшки» оказался рок-мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда», который сегодня признан классикой.

Сомнительную популярность обрели также мокбастеры, которые по сути являются пародиями на крупнобюджетные фильмы. Такого рода guilty pleasure можно отнести к своего рода фанфикам, потому что фанбаза тоже смотрит их из-за любви к оригиналу. Например, довольно высокий рейтинг получили «Космические яйца», чуть ли не покадрово высмеивающие «Звездные войны».

Двигаясь дальше вниз по рейтингу на Imdb и Rotten Tomatoes, мы понимаем, что многих фильмов, особенно зарубежного производства, там нет. Зрители попросту не подозревают об их существовании. И речь не только о тех, которые хочется «развидеть», но достойных фильмов. И тут стоит сказать про очень важный момент, который связан с авторскими правами.

Еще в 1922-м знаменитый режиссер дозвуковой эпохи Фридрих Мурнау представил публике фильм «Носферату, симфония ужаса», который по сути был экранизацией «Дракулы» Брэма Стокера. У режиссера не было бюджета на приобретения прав, поэтому он незначительно изменил сюжет, и публика приняла фильм с восторгом. Однако наследники писателя были возмущены и подали иск – в итоге все копии фильма были изъяты и долгое время не демонстрировались публике.

С «Метрополисом» Фрица Ланга произошло чуть иначе. Сегодня фильм считается классикой киноэкспрессионизма, послуживший вдохновением для множества фильмов, например, «Звездных войн». «Метрополис» стал самым дорогим в производстве фильмом в истории немецкого кино, но в итоге так и не окупил расходы, чуть не став причиной банкротства киностудии. Вскоре фильм изъяли, а сама лента долгие годы считалась утраченной. В 2008-м копию нашли в Буэнос-Айресе и реставрировали. Некогда непонятый и разгромленный критиками фильм сегодня внесен в список ЮНЕСКО.

И таких фильмов-«невидимок» больше, чем мы думаем. Широкая публика относительно недавно узнала о режиссере Алехандро Ходоровски (неснятая «Дюна», «Танец реальности», «Бесконечная поэзия»). Многие его фильмы имели скандальную репутацию, но высоко ценились в творческих кругах, особенно у сюрреалистов. Ходоровски допустил ошибку в документах, потеряв права на прокат собственных фильмов, поэтому до недавнего времени никто не знал (а многие до сих пор не слышали) о фильмах «Похититель радуги», «Крот», «Священная гора».


Как видим, антирейтинги и антипремии являются удобным навигатором в поиске фильмов, но никогда не стоит сбрасывать со счетов факторы, не имеющие отношения к художественной ценности. Главное – не утрачивать любопытство. Даже просмотр плохого фильма может стать таким же ценным опытом, как и классики.

Реклама
Рекомендуем