Группа IOWA: Когда по радио крутили «Маму», мы все еще раскрашивали свечки на заводе
Если бы меня спросили, какую песню я чаще всего напеваю про себя… «Это не шутка, мы встретились в маршрутке», – ответила бы я. И единомышленников у меня нашлось бы немало.
Популярность белорусской группы IOWA, которая теперь обосновалась в Питере, и правда не шутка. Их песня «Мама» появилась на всех радиостанциях еще до того, как группа отправилась на «Новую волну» в 2012 году. Тогда еще никто не знал, как выглядит солистка группы Екатерина Иванчикова. На конкурсе в Юрмале IOWA получили приз «Выбор слушателей Love Radio», а дальше всю страну, как эпидемией, накрыло «Простой песней» (которая звучала в «Физруке»), «Весной», а потом и лирической «Одно и то же», которая стала саундтреком к сериалу «Кухня».
В ноябре этого года у группы вышел второй альбом Import (первый, 2014 года, назывался Export), и они уже успели дать два больших сольных концерта по этому поводу – в Петербурге и Москве. Недавно появился новый клип на песню «Мои стихи, твоя гитара», и теперь они «путешествуют» по радио и телевидению с новым материалом.
Осенью Катя вышла замуж за гитариста группы Леонида Терещенко (с которым они вместе, кажется, с самого основания IOWA) и теперь делится не только секретами успеха, но и забавными историями из семейной жизни.
После свадьбы, которая состоялась 12 октября, мы вышли на немного другой уровень. Мы решили говорить о личной жизни, что отразилось и в новом альбоме, и на концертах – там мы транслировали видео со свадьбы и венчания, которые еще никто не видел. Люди поняли наш посыл. Когда не притворяешься – все воспринимают так, как надо. Твои люди останутся с тобой. И мне всегда очень приятно получать от людей такие же истории в ответ, а их приходит много.
Артист должен быть искренним. И прежде всего с самим собой. Если хочется поделиться личным, почему бы и нет? Я почувствовала, что мне хочется рассказать о классном человеке, который есть рядом со мной. В конце концов, когда появятся дети, что я скажу, откуда они взялись? (Смеется.)
Мы с Леней вместе 24 часа. И я рада, что притянула к себе человека, с которым у нас все совпадает на сто процентов. Когда-то я выбрала такую тактику: работать буду только с теми, кого люблю, кто меня не раздражает и не подавляет. Муж всегда шутит, с ним нескучно, но он знает, в какой момент нужно помолчать и дать мне побыть одной, он умеет снимать все мои блоки и стрессы. То, что мы из одной профессии, – здорово. Я не понимаю, как люди живут, когда муж бухгалтер, а ты – поешь. И вот он жалуется целыми днями, что ты не уделяешь ему время…
Мы познакомились давно – девять лет назад. Мне нужны были музыканты. Песни я писала и подбирала музыку на фортепиано, но хотелось чего-то большего. И вот, один мой знакомый позвонил и сказал, что есть классный гитарист, который только что расстался со своей группой, хотя у них диски в Америке продавались! Я ему позвонила, мы договорились о встрече. Но он не пришел на первую репетицию, тогда его все называли Леня-динамо, а я все равно не могла успокоиться – писала и звонила ему. В итоге он пришел. Я приехала со своим парнем, Леня сел напротив меня и вдруг стал играть то, что было у меня в голове. Правда, сначала я поняла, что этот парень увезет меня отсюда, а уже потом, что это та музыка, которая мне нужна. Молодой человек, с которым на тот момент мы встречались три года, все увидел и сказал: «По-моему, ты запала». Он был прав.
Мы долго подстраивались друг под друга. И когда придумали первую песню «Весна», сразу же ее записали. Начали продвигать в Интернете. Кто-то говорил, что это классно, другие нас банили. И в конце концов пригласили на пару квартирников в Питер.
Там мы задержались… И поняли, что надо перебираться в Петербург насовсем. Нашли работу – дружно раскрашивали свечки на одном заводе. А когда записали «Маму» и она начала крутиться по радио, продолжали сидеть на заводе и смахивать пыль с радио.
Наш музыкальный продюсер Олег Баранов («Мумий Тролль», Мара, Земфира) втихаря отправил демозапись на «Новую волну». И сказал мне об этом, только когда мы прошли. Я помню, как на конкурсе смотрела на ребят, у которых были потрясающие голоса, но их отправляли домой, и не понимала – почему? Это было большим потрясением. Оказалось, что хороший голос – это не сто процентов успеха. Нужно уметь рассказать историю, найти короткий путь к сердцу. Чем больше ты не боишься быть собой, тем больше притягиваешь внимание людей, которые хотят быть собой, но боятся.
Звездная болезнь настигает всех – постепенно и аккуратно. Так же она и ко мне подкрадывается и спрашивает: «Ну, Катя, как дела?» Есть люди, на которых она свалилась внезапно. И вот у них кружится голова, их несет на ракете все выше, а там – другие планеты, люди, все светится, переливается… И ты думаешь, что дело во мне, что я особенный, что, если бы не я, мир не был бы таким ярким. Но надо понимать, что главное – команда. Короля делает свита. Именно люди, которые тебя окружают, помогают делать шаги и принимать решения. Мы не в шоу-бизнесе, мы друг в друге. Мы говорим на одном языке. И в любой момент каждый может подойти и сказать: «Слушай, расслабься, успокойся, я все вижу, ты поменялся». И все. Тебя отпускает.
Меня часто узнают, особенно в аэропортах и самолетах. Но я очень хорошо помню, как нас с Леней впервые узнали в питерском метро. Какая-то женщина подошла и спросила: «А вы же группа «Йова» или «Лова»?» Мы кивнули. «Можно я вас яблочком угощу?»
Я еще в восемь лет решила, что буду певицей. Недавно я открыла свой старый дневник, и там была запись о том, что «сегодня я начала различать Большую Медведицу», а рядом написано: «Я стану певицей и обязательно этого добьюсь». Я не удержалась и написала на пожелтевшей странице: «Ты молодец».
Я родилась в маленьком белорусском городке Чаусы. Все дети воспитывались на улице, все знали друг о друге.
Начала петь с шести лет. Сначала защищала честь детского сада, в котором мама работала воспитателем, а потом и школы. Еще в детстве мне понравилось это чувство – когда ты выходишь на сцену, тебе все хлопают, поощряют. И этот адреналин хотелось повторять.
В восьмом-девятом классах меня отпрашивали с уроков на выступления: то на день милиции, то на день пожарника. А еще я 10 лет занималась танцами – у нас даже провокационные номера были. (Смеется.) Канкан в смешных панталонах, например.
А в 17 лет я впервые попала на телевизионное шоу. И впервые осознала, что мир не замыкается на моем городе и школе. Хотела поскорее окончить 11-й класс, чтобы вырваться. До сих пор кошмары снятся, как я заставляла себя просыпаться в восемь часов и приходить на уроки.
Сегодняшняя гонка, конечно, не сравнится со школьной. Вот у меня выходной: я проснулась, помедитировала, выпила воду с медом, и все вроде бы расслабленно. А обычно просыпаешься в пять, потому что самолет вылетает в семь. И список планов такой огромный, что потом сама удивляюсь, как все-таки я это успела.
Некоторые вещи меня до сих пор очень удивляют. Например, как-то раз нас Гоша Куценко пригласил на свой концерт. Говорит: «Посажу вас на лучшие места». Мы пришли, а он мало того что посадил на лучшие места, так еще и со сцены поет строчку из «Улыбайся». Или, например, смотрела я все детство «Городок», а тут Илья Олейников зовет меня в свой мюзикл «Пророк», который поставил еще в 2008 году, и мы с ним гастролировали.
Думаю, каждый человек мечтает реализоваться, заниматься своим любимым делом, чувствовать себя свободным. Но многие думают, что недостойны этого. Все в мире создано для нас, и когда мы это поймем – все будет исполняться. У меня так и происходит.
Мы просто ленивые. Даже если бы люди знали правило, которое надо соблюдать каждый день в одно и то же время и благодаря которому они будут здоровыми, счастливыми и успешными, они этого не делали бы. Я об этом себе напоминаю каждый день и стараюсь работать. Надо выбрать три любых упражнения (умственных или физических), которые ты выполняешь каждый день, чтобы ни случилось, и превратить это в привычку.
Ася Забавская. Стиль: Константин Кошкин. Ассистент стилиста: Диана Журавлева. Макияж: Кристина Новикова. Продюсер: Анжелика Пуртова