Логотип Peopletalk

ИСКУССТВенный развод

Аркадий Поляк (64) − продюсер, сценарист, футуролог и публицист. В 90-х был известен как автор проекта «Колесо истории», продолжает занятия футурологией и просветительством. Каждую неделю в рамках рубрики «Чтение в среду» публикует короткие заметки на PEOPLETALK.


В СССР мы хоть и были отрезаны от всего мира, но не являлись такими наивными людьми, которым можно всучить все что угодно! Мы с детства знали, что практически все «измы» в искусстве — формализм, не имеющий никакого отношения к творчеству! Разница лишь в том, что эти «произведения» иногда создают художники, но чаще всего авантюристы и фармазоны! В новой России, где рухнуло все, включая широкое гуманитарное образование, уже не одно поколение молодых людей искренне считают всякую лабуду произведениями искусства! До XX века заказчики не считали произведения искусства товаром, они заказывали его для украшения своих жилищ.Рынок произведений искусства появился в начале XX века.

How-to-Steal-a-Million

Но для массовой торговли их было очень мало! Для развития торговли необходим маркетинг и ассортимент. Самый лучший маркетинг — скандал. Все необходимые участники рынка к тому времени уже были: СМИ, критики и торговцы. Критики необходимы для того, чтобы «объяснять» буржуа, что перед ними шедевр! У любого человека есть внутренний камертон, которым он чувствует прекрасное! А что может чувствовать человек при виде бессмысленного нагромождения клякс, линий или предметов?! Ничего!

Тут-то критик и намекает буржуа, что тот — неотесанный болван, который ничего не понимает в искусстве и не может оценить гениальность замысла художника! При возникновении каждого нового «изма» появлялась заумная теория, которую тиражировали СМИ. Но главное для создания бренда — скандал! Так Пикассо из выдающегося художника нежнейших «голубого» и «розового» периодов превратился в непонятного, но прекрасно продаваемого кубиста! Пикассо не был бабником, но у него было несколько серьезных романов. И он рисовал своих возлюбленных в нежнейшей реалистической манере, а для бизнеса продолжал клепать устрашающих кубических уродиц!

marcel duchamp fountain

А в 1918 году на выставке в Нью-Йорке Марсель Дюшан выставил писсуар, назвав его «Фонтаном». Появилось направление, названное дадаизмом, которое определило вектор развития западного «искусства» на много десятилетий!

В России же все началось с двух выставок в 1912 году, когда группа художников во главе с Ларионовым и Гончаровой отделилась от «Бубнового валета» и стала «Ослиным хвостом». Они назвали себя кубофутуристами. В это объединение входили: Малевич, Татлин, Шагал, Розанова…

Зрители, пришедшие посмотреть на произведения искусства, увидев странный набор пятен и геометрических фигур, были неприятно удивлены. Разразился неслыханный скандал, и Россия вступила в эру модернизма! Через три года на выставке супрематистов в углу, на месте, где обычно висела икона, красовался «Черный квадрат» Малевича. Малевич сказал тогда, что это не живопись, это нечто другое! «Черный квадрат» накрывал гроб классического реалистического искусства и положил начало культурной деградации человечества!

007

Художник, на мой взгляд, является разрушителем. Он должен разрушить мое представление об окружающем мире. Чем масштабнее разрушения, тем значительнее художник! Нет разрушений — нет художника и нет искусства! Очень простое и гениальное определение художника дала Татьяна Толстая: «Художник — человек, способный приподняться на носках и увидеть то за пределами видимого мира, что не видят остальные люди»! Но ведь нужно это еще передать, причем пронзительно чувственным образом?! Для этого необходим талант, помноженный на труд, плюс серьезное культурологическое образование! А что могут дать нам почувствовать создатели «измов»?!

Бедным художником, жертвующим всем ради утверждения своих эстетических воззрений, быть сегодня позорно! Художник сегодня должен быть богатым и успешным любой ценой! Когда-то в молодости мне попалась студенческая работа Боба Раушенберга — «Автопортрет в треснувшем зеркале». Это был шедевр молодого, но выдающегося мастера! Такого Раушенберга не знает никто! 

andy warhol

Все знают его как основателя американского поп-арта, прибивающего к измазанному холсту автопокрышки и галстуки. Он наряду с Джаспером Джонсом, Хелен Франкенталер, Фрэнком Стеллой, Энди Уорхолом, Класом Олденбургом и другими подвел черту под 200-летней историей американского классического искусства! Зато их «шедевры» продаются за десятки миллионов долларов! Дальше всех пошел Энди Уорхол, который мочился на шелк и продавал это за астрономические деньги! Продается не произведение искусства, а бренд! Но это я все-таки о художниках, ставших коммерсантами! Кстати, тот же Марсель Дюшан после усталости от дадаизма стал вполне себе неплохим сюрреалистом. Но художников сегодня подавляющее меньшинство! Большинство же нынешних культовых художников — проходимцы, которые под прицелом автомата не смогут нарисовать даже зайчика! Самый яркий пример таких проходимцев — англичанин Дэмьен Херст.

В 1990 году он за 5000 долларов купил на Шри-Ланке мертвую акулу. Привез ее в Лондон, поместил в стеклянный куб с формальдегидом и дал ей название: «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Заумное название — один из главных инструментов успеха. Потом Херст продал сей шедевр за… 12 000 000 долларов. Этот бездарный авантюрист является сейчас гуру современной живописи! Его «творения» стоят уже за 100 миллионов долларов и «украшают» залы самых известных музеев мира! Все мировые выставки и аукционы сплошь состоят из подобных «произведений искусства». Сегодня настоящая живопись еще визуально воспринимается, но уже очень давно не воспроизводится! Так давайте не будем уподобляться мещанам, пусть и сказочно богатым, которым критики через СМИ рассказывают заумные байки и впаривают за баснословные деньги всякую лабуду, не стоящую ничего и истребляющую внутренний мир человека!
Не разрушайтесь личностно, слушайте только свой душевный камертон и наслаждайтесь прекрасным, материальные памятники которого варвары еще не уничтожили!

Реклама