Логотип Peopletalk

Как скейтбординг стал самой модной субкультурой?

Главное изображение статьи
Реклама

За последние несколько десятков лет скейтбординг стал настоящим культурным феноменом. В 2016-м все поголовно ходили в худи Thrasher, а бум на культовые Vans Old Skool не проходит вот уже много лет.

Люксовые бренды, такие как Louis Vuitton, делают коллаборации с Supreme, а Hermès выпускает собственную линию деков. За 60 лет скейтбординг превратился из локальной субкультуры в настоящий мейнстрим (в этом году, к слову, скейтбординг впервые включен в программу Олимпийских игр). Как так вышло? Разбираемся.


История

Зародилась эта субкультура в 1960-х в Калифорнии и была непосредственно связана с серфингом. Тогда молодежь придумала так называемый «тротуарный серфинг», прикрепив к доскам колесики. Первое внимание общественности к этому спорту начало появляться в мае 1965 года, когда журнал Life поместил на обложку королеву скейтбординга Патти Макги.

Кстати, до 70-х годов большая часть скейтеров вообще каталась без обуви. И только к 70-м начали появляется первые бренды, которые стали производить специальную обувь для представителей субкультуры.

Скейт-парк, 1977 год (Фото: Evening Standard/Hulton Archive/Getty Images)

В то десятилетие популярность скейтбординга стремительно росла. Осушенные бассейны, дренажные трубы, асфальтированные дворики школ быстро стали самыми популярными спотами у молодежи. Тогда же начал формироваться фирменный стиль скейтеров: оверсайз-футболки, шорты, высокие носки и, конечно, кеды.

Скейтер, 1978 год (Фото: Evening Standard/Hulton Archive/Getty Images)

К 1990-м субкультура перекочевала на улицы городов, а скейтеры стали использовать для трюков любые подходящие поверхности. Случилось это во многом благодаря Натасу Каупасу, который показал всему миру, что можно катать на бордюрах, скамейках и даже пожарных гидрантах.

С тех пор бум на скейтбординг не проходит, и во всех городах мира есть скейт-парки и целые сообщества ребят, увлеченных этой культурой.

Кадр из фильма Mid90s

Для тех, кому особенно хочется погрузиться в атмосферу, советуем посмотреть фильмы «Короли Догтауна» и «Середина 90-х».


Появление культовых брендов

За 60 лет существования субкультуры появилось множество брендов. До сих пор самые любимые марки молодежи – именно скейтерские: Supreme, Thrasher, Stüssy, Vans, Palace, HUF, Volcom, Dime, Polar Skate Co. и многие другие.

Кадр из фильма Lords of Dogtown

Одним из пионеров на рынке стала фирма Vans (которая появилась аж в 1966 году). В 1976-м создатели обратились к легендарным скейтерам Стейси Пералте и Тони Альва (именно о них снят фильм «Короли Догтауна») и предложили разработать новую модель. Так и появились Vans Era.

К середине 70-х скейтбординг стал по-настоящему коммерчески привлекательным для компаний, которые изначально не имели никакого отношения к культуре. Например, в 1980-х Bones Brigade стала одной из первых скейт-команд, участники которой зарабатывали большие суммы на своих именах.

В 80-х появился еще один легендарный скейтер Тони Хоук, который привлек внимание общественности своими трюками. Отчасти благодаря ему движение стало мейнстримом и заинтересовало спонсоров. Тони стал все чаще появляться в футболках с логотипами брендов. Очень быстро такие футболки захотели все, и фирмы начали их штамповать.

Бренд Stüssy, который первоначально был создан для серферов, также был освоен скейтерами и вскоре начал ассоциироваться именно с ними.

Поистине огромный вклад в популяризацию скейтерского стиля внесли Supreme. Культовый уличный бренд появился в 1994 году и изначально был просто скейт-шопом. Среди первых вещей были обычные футболки и свитшоты с логотипом.

Все это выглядело очень просто, но от этого становилось еще более привлекательным. Кстати, в 1995 году американский Vogue сравнил интерьер магазина Supreme с Chanel – так сильно он отличался от классических скейт-шопов.

Магазин Supreme в 1995 году (Фото из архива Sue Kwon)

В нулевых начались громкие коллаборации с Nike, Fila, A.P.C., Bape, The North Face, Undercover, Neighborhood и даже Comme des Garçons. А в 2017-м вышла, наверное, одна из самых громких коллабораций десятилетия – Supreme x Louis Vuitton. Коллекцию раскупили за считаные минуты.

Скейтерские бренды стали настоящими двигателями культуры, и даже такие спортивные гиганты, как Nike и Adidas, «встали на доску», запустив свою линию. Многие скейтеры, к слову, тоже открывают собственные бренды, например Thames Блонди Маккоя, «Рассвет» Толи Титаева совместно с Гошей Рубчинским и Call me 917 Алекса Олсона.


Скейтбординг как неотъемлемая часть фешен-индустрии

Еще каких-то 15 лет назад было сложно поверить в то, что скейт-бренды выйдут за пределы субкультуры и начнут делать громкие коллаборации с тяжелым люксом вроде Dior, Louis Vuitton или Saint Laurent, а так называемые оборванцы и хулиганы будут сниматься в рекламных кампаниях модных домов и станут моделями мирового уровня.

Дилан Райдер в рекламной кампании DKNY

Легендарный скейтер Дилан Ридер был лицом рекламной кампании DKNY, Блонди Маккой – Burberry, а Эван Мок участвовал в показах Alyx и Louis Vuitton. Ридер, к слову, во многом повлиял на изменение имиджа скейтбордистов. Он был одним из первых, кто сменил оверсайз-вещи на облегающие штаны и заправленную футболку.

Фешен-индустрия сильно повлияла на популяризацию субкультуры. В 2011 году в рекламной кампании Celine модели позировали со скейтами в руках, в 2016-м Hermès выпустили видео, где две девочки катали в пуле, рекламируя новые платки бренда, в том же году креативный директор Dior Крис ван Аш в качестве декораций к показу использовал скейтерские рампы.

А Гоша Рубчинский для своего первого шоу вместо моделей пригласил обычных парней-скейтеров.


Влияние хип-хоп- и поп-культуры

Своей популярностью скейтерские бренды во многом обязаны представителям хип-хоп- и поп-культуры. Рианна, Джастин Бибер, Tyler, The Creator, A$AP Rocky, Канье Уэст и Трэвис Скотт появлялись на красных дорожках и в повседневной жизни в Palace, Supreme и Stussy.

Скейтбординг уже давно вышел за рамки субкультуры и просто вида спорта, это масштабное явление, которое оказало сильное влияние на всю фешен-индустрию. Те, кто не имеют никакого отношения к скейтбордингу и не знают, что такое «флип», «олли» и «рампа», гоняют по городу в модных худи Palace и кедах Vans Old Skool. Хорошо это или плохо – судить не нам. Это было, есть и будет.

Реклама