Логотип Peopletalk

Как «Звездные войны», «Крестный отец», «Интерстеллар» и другие культовые фильмы цитируют классику советского кино?

Главное изображение статьи
Реклама

Советский период для истории отечественного кино – особенная эпоха. Именно тогда Сергей Бондарчук снял «Войну и мир», за которую получил «Оскар», а Сергей Эйзенштейн навсегда вошел в историю мирового кинематографа с фильмом «Броненосец «Потемкин»» – таких примеров XX век знает немало, и советские ленты до сих пор носят статус культовых (вполне заслуженно). А еще они нередко становятся источником вдохновения для современных кассовых хитов – так, советской классикой вдохновлялись Джордж Лукас, когда создавал «Звездные войны», Кристофер Нолан, когда снимал «Интерстеллар», Гильермо дель Торо, поставивший «Форму воды». О них и рассказываем! 

Крестный отец «Звездных войн»

Именно так Джордж Лукас, автор, пожалуй, одной из самых знаменитых фантастических саг в истории кинематографа, называл Павла Клушанцева, советского оператора, режиссера и сценариста. Его картины «Семь барьеров», «Метеориты», «Вселенная», «Дорога к звездам», «Планета бурь», «Луна», «Марс», «Вижу Землю!» в свое время перевернули представление о спецэффектах в кино.

Павел Клушанцев

И когда Джордж Лукас еще даже не представлял, кто такие джедаи, Павел Клушанцев уже запускал корабли к звездам на экране – еще до того, как эти полеты состоялись на самом деле.

«Планета бурь»

Он же, к слову, вдохновил и Стэнли Кубрика на создание культовой «Космической одиссеи 2001 года» (голливудский режиссер использовал съемки в невесомости, вдохновившись «Дорогой к звездам»), и Ридли Скотта на «Прометея», а в 1990-м получил письмо от Роберта Скотака, художника по спецэффектам в фильмах «Чужие», «Терминатор: Судный день», «Марс атакует», «Титаник» и многих других, – тот писал, что не может понять, как сделаны визуальные эффекты в советских работах.

Позже, во время своего первого визита в Москву в годы перестройки, Джордж Лукас искал встречи со своим некогда кумиром и вдохновителем, но, увы, встреча режиссеров так и не состоялась. К тому времени Павел Клушанцев был на пенсии, почти ослеп и жил в крохотной квартире в Ленинграде практически безызвестным. 

«Броненосец «Потемкин»» в «Крестном отце» 

Лента Сергея Эйзенштейна 1925-го о восстании матросов на военном корабле заслуженно вошла в историю как один из фильмов, изменивших кинематограф. А сцену расстрела мирных жителей на Потемкинской лестнице позже цитировали во множестве фильмов: в «Крестном отце», например, Мо Грина убивают, стреляя ему в очки, как и женщину в «Броненосце «Потемкине»», в «28 неделях спустя» солдаты расстреливают мирных жителей, пока те сбегают по лестнице, а в «Рассвете мертвецов» коляска с опасной скоростью катится вниз по лестнице, как в одном из самых популярных эпизодов из советского фильма. 

Андрей Тарковский в фильмах Ларса фон Триера и «Интерстелларе»

Гений Андрея Тарковского достиг своего пика в «Солярисе» 1972-го – неудивительно, что позже вершину творения советского режиссера не раз цитировали в научной фантастике. Ларс фон Триер, например, делает оммажи к нему и другим работам Тарковского в «Антихристе» и «Нимфоманке», а Кристофер Нолан называл «Солярис» одним из главных источников вдохновения при создании «Интерстеллара» – отсюда, к слову, и длинные пустынные кадры в фильме, ставшем современной классикой. 

«Человек-амфибия» в «Форме воды» 

В начале 1960-х Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев сняли «Человека-амфибию» – фильм вышел на семь лет позднее «Твари из Черной лагуны», но обе картины стали отправной точкой в изображении ихтиандра в кино. А спустя 39 лет на экранах появилась «Форма воды» Гильермо дель Торо – одна из главных картин в карьере режиссера, завоевавшая в свое время четыре «Оскара». Сам он, к слову, всегда мечтал, чтобы главная героиня и чудовищная амфибия в итоге были вместе, и в этом плане финал его фильма точно цитирует концовку советской ленты – побег влюбленных в попытке выпустить ихтиандра в открытое море.

«Летят журавли» по Европе

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля в 1957-м досталась советскому фильму Михаила Калатозова «Летят журавли», и картина небезуспешно «пошла» по кинопрокату Франции. А позже, спустя почти полвека, сюжет черно-белой ленты родом из СССР будет частично цитироваться в «Долгой помолвке» Жан-Пьера Жене («Амели») с Одри Тоту и Гаспаром Ульелем. Особенно это прослеживается в одной и той же примете, в которую верят главные героини: если письмо с фронта придет до того, как они досчитают до определенной цифры, то их возлюбленный остался жив.

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.