Логотип Peopletalk

Кейт Уинслет в роли легенды фоторепортажа Ли Миллер. Каким получился байопик «Великая»?

Главное изображение статьи
Реклама

Российскому зрителю вряд ли известно имя Ли Миллер, разве что тем, кто интересуется темой Второй мировой войны или искусством фотографии. И это объяснимо, поскольку ее снимки стали известны широкой публике лишь в 1980-е. Конечно, название фильма «Великая» (в оригинале просто «Ли» – Прим. ред.) совершенно не вызывает ассоциации с ее историей и конкретно подвигами этой сильной личности и талантливой женщины. Но достаточно пойти на него хотя бы ради Кейт Уинслет в роли главной героини, чтобы ближе познакомиться с ее невероятными работами и увидеть войну другими глазами. Сам байопик выходит в российский прокат уже сегодня, 21 ноября.

Режиссером фильма выступила Эллен Керас, которая не стала прибегать к демонстрации насилия и страданий, а сосредоточилась на переживаниях событий от лица самой героини. Казалось бы, что может заставить модель журнала Vogue поменять богемную жизнь на грязные окопы? Антисанитария, изнасилования женщин и детей, худой сухпаек, гниющая плоть мертвецов, слезы по погибшим и крики раненых – все жуткое лицо войны, которая способна сломать человека.

История Ли Миллер начинается с ее поездки по солнечной Франции вместе с друзьями. В особняке они ходят обнаженными, смеются у бассейна и распивают вино. Ли Миллер уже немолода по стандартам модельного бизнеса того времени, но опытного ездока не так просто выбросить из седла – она все еще в деле: много путешествует по миру с камерой в руках и параллельно делает снимки для глянца. Даже по сравнению со своими коллегами из индустрии она кажется бунтаркой. Никто не понимает, зачем она снимает на пленку обычных людей, встреченных ею в Египте. И, к сожалению, зритель тоже этого не понимает, потому что Эллен Керас решила не фокусироваться на детстве героини и ее взаимоотношениях с мужчинами.

И это тот момент, когда приходится искать ответы в интернете – и это, скорее всего, вызовет больше вопросов. Потому что по непонятной причине режиссер решила оставить за рамками довольно интересные моменты биографии. А если их нет, то и сказанное далее не будет спойлером. Итак, девочка выросла в семье инженера и фотографа-любителя, который снимал на камеру дочь, в том числе обнаженной, когда ей еще не исполнилось и 10 лет. Но дальше больше – в 1920-е Ли Миллер становится моделью в Нью-Йорке, где принимает участие в скандальной по тем временам съемке рекламы женских тампонов Kotex. Учитывая феминистский посыл фильма, даже непонятно, почему режиссер-женщина решила опустить эти любопытные факты. Далее начинается плодотворный период творчества Ли Миллер с сюрреалистами. Она играет статую в фильме «Кровь поэта» Жана Кокто, сближается с Пабло Пикассо, Полем Элюаром.

Когда Ли Миллер на дружеском пикнике отпускает замечания о фотографиях и мужчинах, то они кажутся напускными лишь потому, что мы, зрители, не знаем предыстории. И это грустно, потому что, оказывается, в тот момент у нее была всего лишь одна персональная выставка, и даже те, кто признавал ее талант, не воспринимали Ли Миллер как фотографа. К тому же, она только развелась со своим мужем, египетским бизнесменом Азизом Беем. Зная это, можно понять, почему ее так привлек художник-сюрреалист и куратор выставок новейшего искусства Роланд Пенроуз – ее будущий муж и статный блондина, которого в байопике сыграл Александр Скарсгард. Поэтому Эллен Керас оставляет в недоумении – были ли их чувства настоящими, как показано в фильме, или за ее выбором стоял просто расчет?

Большую часть истории занимает война и бюрократия, с которой пришлось столкнуться Ли Миллер, чтобы отправиться на фронт. Получить удостоверение военного корреспондента подданной Великобритании, особенно женщине, было очень сложно. Но даже невозможность пересечь Ла-Манш не остановила Ли Миллер, которая находила способы снимать о войне, отправляясь в места, пострадавшие от бомбежек немцев. Поехать в оккупированную Францию она смогла именно как гражданка США.

Эллен Керас выгодно противопоставляет смелость Ли Миллер самодовольству мужчин. Даже знаменитый фотограф Vogue Сесил Битон видит в ней только престарелую манекенщицу, когда Ли Миллер с порога заявляет, что она пришла как фотограф. Ее упорство и умение закрывать глаза на зависть и глупость будут восхищать не раз. Особенно в моменты, в которых пасуют мужчины. Например, она спасает женщину от изнасилования, хотя в большинстве таких случаев в военное время для многих мужчин это даже не преступление, особенно если речь идет о пострадавшей с вражеской стороны.

В фильме, помимо евреев, упоминаются другие пострадавшие от нацизма народы, в том числе цыгане и коммунисты (почему-то их выделили в отдельную нацию). Однако общее впечатление от военных событий остается смазанным. Возможно, причина в самом повествовании – ведь это экранизация книги «Война Ли Миллер» Энтони Пенроуза, сына Ли Миллер. Оказывается, в реальности он почти не знал свою мать. Поэтому довольно ироничной и интересной с художественной точки зрения показалась сцена интервью Ли Миллер с сыном.

Совсем не трогает судьба героини Марийон Котийяр, сыгравшей подругу Ли Миллер – она появляется тогда, когда о ней практически забыли, и также пропадает, будто ее и не было. Несмотря на то что персонаж Кейт Уинслет много снимает на камеру, ее фотографии, а точнее снимки реальной Ли Миллер, почти не демонстрируются (только частично в титрах). Зато действительно увлекательно показана сцена создания знаменитой фотографии «Ли Миллер в ванной Гитлера», которую сделал ее любовник и фоторепортер журнала Life Дэви Шерман (его сыграл Энди Сэмберг).

Главная драма истории в том, что все ее фотографии с фронта, из концлагерей Дахау и Бухенвальда, высадки в Нормандии и освобождения Парижа, увидели свет лишь в 1980-е годы и лишь благодаря усилиям ее сына. Почему так вышло? Ответ на этот вопрос зрителям предстоит узнать самостоятельно.  

Реклама
Рекомендуем
Мамакор