Конец эпохи: как «Гоголь-центр» стал символом свободного искусства в России
«Это новая вселенная», «Это место, которое разрывает напрочь», «Это родной дом, куда хочется возвращаться», «Это место силы» – так актеры театра описывали «Гоголь-центр» в 2018 году, а сегодня, можно сказать, ушла целая эпоха. Несколько часов назад стало известно, что Департамент культуры Москвы не будет продлевать контракт с художественным руководителем «Гоголь-центра» Кириллом Серебренниковым. В нашем материале рассказываем, что режиссер сделал для театра и почему «Гоголь-центр» без него – вовсе не «Гоголь-центр».
Летом 2012 года Кирилла Серебренникова назначили новым художественным руководителем Московского драматического театра им. Н.В. Гоголя. А уже буквально через месяц было объявлено о расформировании театра и превращении его в «Гоголь-центр».
Задача, поставленная министерством культуры, была проста – сделать из «умирающего» Театра Гоголя культурный центр новой формации, куда могли бы ходить не только любители театра, но и стильная молодежь с «Винзавода» и «Армы».
Осенью его закрыли на полную реконструкцию. Благодаря тотальной «чистке» пространство стало куда более современным и все меньше походило на театр в традиционном смысле.
Так, в феврале 2013 года обновленный «Гоголь-центр» отрыл свои двери для первых посетителей. С того момента это пространство стало больше, чем просто театр. Под одной крышей Кирилл Серебренников сумел объединить лекторий, выставочное пространство, книжный магазин, образовательные программы и даже кинопоказы.
Вместо традиционных постановок зрителям были представлены экспериментальные спектакли, всевозможные перформансы и постановки, переосмысляющие мировую классику литературы. Каждая премьера становилась своего рода событием, потому что это было свежо и необычно.
Самой первой постановкой, которую увидели зрители, были «Отморозки» по мотивам романа Захара Прилепина «Санькя». Правда, очень скоро посыпались жалобы от анонимных людей, возмущенных «разлагающим и экстремистским» содержанием спектакля. Так, в театр (который только-только открылся) стали приходить со всевозможными проверками. В результате чего закрыли спектакль «Человек-подушка» и отменили показ фильма «Показательный процесс: История «Пусси Райот»». Именно так восприняли свободное искусство неподготовленные зрители.
Проверки продолжались. Поэтому в 2015 году Кирилл Серебренников заявил, что театр не будет принимать участие в «Золотой маске», так как не хочет, чтобы его спектакли оценивали люди, ненавидящие «Гоголь-центр».
За восемь лет «Гоголь-центр» стал, наверное, самым современным и, не побоимся этого слова, смелым театром такого масштаба на территории нашей страны. В репертуаре «Гоголь-центра» более 60 спектаклей, в каждый из которых была вложена любовь и частица свободы, которой нам порой так не хватает. И мы с уверенностью и даже гордостью говорим, что это место, где все еще сохранилось свободное искусство.
Безусловно, создание «Гоголь-центра» – заслуга не только Кирилла Серебренникова, но его роль в появлении искусства новой формации просто нельзя недооценивать!