Сценарист Ксения Мирошник: «Я создаю мир, в котором могу контролировать все происходящее»
«Моя зона комфорта – за открытой крышкой ноутбука»
Я переехала в Москву в 2018 году, искала работу. Мне было все равно, чем заниматься, лишь бы это было связано с киноиндустрией. Но у меня не было ни образования, ни опыта, поэтому стала сниматься в массовках, а потом случайно увидела рекламу дня открытых дверей киношколы «Индустрия». Обещали, что будет сам Федор Сергеевич Бондарчук, и мне очень захотелось его увидеть. Забавно, что позже он стал моим куратором, но тогда я просто сидела в огромном зале кинотеатра «Октябрь» и, разинув рот, слушала о школе и о том, что поступить может любой желающий. Я подала заявку на курс сценарного мастерства. Вступительное задание – экзамен – собеседование. В меня поверили Андрей Золотарев («Триггер», «Призрак», «Лед» и «Лед-2») и Алина Тяжлова («Спутник», «Притяжение», «Лед» и «Лед-2») – так я получила полный грант на обучение. Написала сценарий первого короткого метра в качестве курсовой работы под кураторством Александра Андрющенко, главную роль сыграл Константин Хабенский – сказал, сценарий понравился. После трехмесячного обучения в школе меня пригласили на работу в кинокомпанию «Водород».
Я попробовала бы себя в роли актрисы. Даже ходила на курсы актерского мастерства. Просто пока кажется, что я внутренне к этому не готова. Сейчас моя зона комфорта – за открытой крышкой ноутбука.
Я создаю мир, в котором все происходящее я могу контролировать. Этого нельзя сказать про мир окружающий, правда?
Труднее всего заставить себя в первый раз сесть за клавиатуру. Потому что страшно – вдруг не получится? Когда включаю хорошее кино, которое может меня вдохновить, и понимаю, что хочу написать не менее крутой сценарий, тогда начинать легче.
Мне кажется, если у сценариста есть «фишки», которые он использует от сценария к сценарию, то проект теряет оригинальность. А приема у меня два. Во-первых, я ставлю себя на место героя, чтобы понять, как он вел бы себя в определенной ситуации. Так ты видишь правду персонажа – она, как и у людей, у каждого своя. Во-вторых, ищу похожие ситуации из жизни, чтобы сцена вышла максимально достоверной. Пусть жизненная ситуация не будет повторять в точности сцену, но важно зацепить похожую эмоциональную составляющую. Мне кажется, так делают все сценаристы.
«Если показывать тупо «зрелища», то не растет ни одна сторона»
Я считаю, что искусство должно воспитывать зрителя, а не потакать его запросам. «Воспитывать» – не буквально поучать, а обращать зрительское внимание на сложные вопросы, расширять горизонты, вдохновлять. А если показывать тупо «зрелища», которые зритель и хотел, то не растет ни одна сторона. Проблема в том, что спрос рождает предложение. Но мне кажется, пока нам не диктуют, что писать и что снимать, есть шанс.
«Меня вдохновляют успешные люди. Смотрю на них – хочу так же. Значит, надо стараться»
Периоды творческого кризиса, конечно, случаются. Трудно, а иногда вообще невозможно писать, когда голова забита другими мыслями и проблемами. Если горит дедлайн, то приходится забивать на проблемы и быстро работать, но, если сроки позволяют, беру паузу. Избавляюсь от источника кризиса и решаю проблему. Если проблема нерешаема – перезагрузка. Смирение, смена отношения. Потом возвращаюсь к работе. Еще, конечно же, друзья. Без них никак.
«Если человек профессионал своего дела, то не имеют значения его пол, возраст, национальность»
Слова «искусство» и «кино» среднего рода. Если человек профессионал своего дела, то не имеют значения его пол, возраст, национальность и прочее подобное, что человек сам выбирать не способен. Но человек решает, кем ему стать и быть. Прилагает усилия, развивается, творит. Лично я не чувствую давления из-за того, что я – девушка на съемочной площадке.
Мне кажется, у нас все находятся в одинаковых условиях. Но я слышала о предвзятости в американской киносреде. Девушек-сценаристов там, например, очень мало, а тем, кого «ценят» в сценарной группе, позволяют писать только диалоги за женских персонажей.
Будто мы не знаем, что у мужчин в голове? Наивные.
На объективную критику я реагирую адекватно. Необъективная просто показывает отношение человека ко мне.
У меня нет амбиций когда-нибудь получить «Оскар». Гораздо больше ценю приз зрительских симпатий. Хотя я хочу работать в Голливуде и писать не только диалоги женских персонажей. А еще мечтаю построить приют для собак с бесплатной клиникой и реабилитационным центром.
Три факта вне съемочной площадки, которые надо знать
Я из Донецка, девять лет жизни посвятила игре в КВН, люблю жареную картошку.