
Куклы – первоисточники человеческой истории: Александра Новикова, Наталья Курочкина и Ольга Копылова о журнале «Антикварная кукла», будущем коллекционирования и заблуждениях

Несмотря на то, что мы живем в век, когда любая информация доступна широкой аудитории, антикварные куклы все еще остаются кулуарной темой, обсуждение которой редко встретишь даже в исторических материалах. Но почему? Ведь куклы — это невидимые свидетели не только модных, но даже политических и экономических изменений. PEOPLETALK поговорил с создателями первого и единственного в России журнала об антикварных куклах и консультантами проекта «История игрушек. Из России с любовью» Александрой Новиковой, Натальей Курочкиной и Ольгой Копыловой о коллекционировании, медийности антикварных кукол и будущем этого направления.
С чего началась история журнала «Антикварная кукла»?
Александра: До определенного времени ни куклы, ни игрушки меня не интересовали от слова «совсем». По образованию я искусствовед и специализировалась на итальянской живописи эпохи Возрождения пока не наткнулась на googly doll — куклу начала ХХ века немецкой фабрики «Кестнер» с большими глазами, милой улыбкой и в ярком костюме. Потом появились другие куклы, стала формироваться коллекция, необходимо было ее систематизировать, составить каталог, где указать все данные о куклах и оценить их.
Информация собиралась по крупицам, так как в России на тот момент не было практически никаких ресурсов, помогающих коллекционеру идентифицировать кукол. Все книги были на иностранных языках и доступны для покупки только за границей. Тут и возникла идея сделать журнал в помощь русскому коллекционеру. К этому времени я уже была знакома с Ольгой, прекрасным художником и фотографом, которая имела опыт в полиграфии, и с Натальей, которая вела свой блог по истории кукол и игрушек. Они согласились, процесс был запущен и 13 лет назад вышел в свет первый номер.
Ольга: До открытия журнала «Антикварная кукла» у меня уже был опыт в издании журнала «Коллекция N*» для коллекционеров кукол и игрушек, как авторских, так и антикварных. С Александрой Новиковой мы делали совместный фотопроект «Старый календарь», где каждый месяц был продуман с точки зрения сюжетной линии и присутствия в кадре антикварных кукол и предметов быта. Когда Саша обратилась ко мне, она так и сказала: «Хочу, чтобы журнал выглядел так же как твои состаренные фотографии и фотокниги». И на протяжении 13 лет существования нашего журнала я стараюсь соответствовать.
Александра Новикова Наталья Курочкина Ольга Копылова
Что для вас лично значат куклы — как символ, как объект и как тема, с которой вы работаете ежедневно?
Александра: Кукла появилась на земле вместе с человеком. В доисторические времена люди, в перерывах между охотой на мамонтов и наскальной живописью, лепили из глины человекоподобные фигурки. В образе куклы отражается масса мировых событий и явлений, в том числе изменения в культуре, традициях, моде, состояние экономики, научно-технический прогресс, войны и даже политика. К примеру, во время войны за испанское наследство в 1704 году Англия и Франция, которые воевали на разных полюсах, договорились о возможности беспрепятственного провоза через линию фронта модных кукол-Пандор. Договор был непререкаем, и даже в дни самой ожесточенной вражды эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в полной безопасности. Вы только представьте, прекращались сражения для того, чтобы пропустить повозки с куклами!
Ольга: Для меня, как историка и коллекционера старинных стереофотографий с детьми и игрушками, кукла является предметом изучения истории быта и жизни людей. И с этими открытиями мне хочется знакомить читателей. В нашем журнале даже появилась рубрика, для которой я перевожу стереопары из своей коллекции в анаглифные изображения с описанием кукол и игрушек, которые можно рассмотреть с помощью волшебных стереоочков в объеме, погружаясь в прошлое.


Как вы считаете, почему коллекционирование антикварных кукол не так распространено в России, как за рубежом?
Александра: Сейчас первое место на рынке антикварных кукол занимает США. Почему? Во-первых, изначально в XIX-XX веках много кукол делалось на экспорт в Америку. Во-вторых, на их территории не происходило разрушительных войн, как на некоторых территориях Европы и России, где стирались с лица земли целые города. В-третьих, когда люди в эти времена эмигрировали в США, они увозили с собой и кукол в том числе. Поэтому там просто сохранилось много кукол и есть основа для коллекционирования. После распада Советского Союза русский коллекционер открыл для себя старинный мир детства, получил возможность собирать и доступ к заграничным блошиным рынкам, антикварным лавкам и аукционам. Поэтому данный вид коллекционирования в нашей стране совсем молодой и активно набирает обороты.
Ольга: Я считаю, что в нашей стране много коллекционеров. Антикварная и советская кукла становится очень популярной. Появилось много реконструкторов, открылись частные музеи. К слову, наш журнал можно назвать «виновником» этого необратимого процесса.
Как вы выбираете темы и героев для выпусков? Что должно быть в кукле или коллекции, чтобы вы захотели о ней рассказать?
Александра: Журнал – это общее дело увлеченных и влюбленных в антикварную куклу людей. Мы много пишем сами, а наши постоянные авторы – настоящие кладоискатели. Редакцией рассматривается весь материал, присылаемый для публикации, поскольку я считаю каждого героя, историю и коллекцию уникальной, имеющей право быть напечатанной.
Наталья: Иногда совершенно случайно от одной статьи или идеи рождается целый тематический номер. Все будто притягивается друг к другу – пришел материал, тут же к нему в тему подоспел другой. И в этом случае мы уже начинаем подбирать «окружение» к ключевым статьям. Так, в 2023 году у нас вышел номер, посвященный мальчикам, а в 2024 – номер с русской темой.
Ольга: За темы отвечают главный редактор и редактор, хотя я тоже иногда пишу в некоторые рубрики. Для меня главное картинка. Если фотография куклы красивая, то я стараюсь расположить ее наилучшим образом, желательно крупным планом, чтобы читатель мог не только читать, но и смотреть наш журнал с большим удовольствием.

Насколько сегодня антикварная тема жива в медиа — чувствуется ли интерес со стороны широкой аудитории или это история для «своих»?
Александра: Все-таки это история для «своих», как и любой другой вид коллекционирования. Участвуя в выставках, делая разные проекты, сотрудничая с музеями мы популяризируем тему истории игрушки и кукол. Одни открывают для себя что-то новое, другие увлекаются, третьи вдохновляются.
Наталья: Широкая аудитория до сих пор считает, что кукла – несерьезный предмет для коллекции. И даже информация о ценах на некоторые редкие экземпляры не меняет этого мнения. Напротив, коллекционеров антикварных кукол считают немного сумасшедшими – как можно тратить такие деньги на такие «бесполезные» вещи? В медиапространстве антикварные куклы встречаются редко. Причина проста – это все еще незнакомая и неблизкая тема для большинства.
Ольга: Вроде для своих, но все-таки интерес к истории кукол наблюдается даже у тех, кто не коллекционирует их. Интересно же, как жили и во что играли наши бабушки и прабабушки.
Наталья Курочкина Ольга Копылова
Что делает куклу по-настоящему антикварной и коллекционной?
Александра: Тут все просто – антикварной становится абсолютно любая кукла в виду своего возраста. А коллекционной – как только попала в коллекцию. Тут важен уровень коллекционирования. Есть профессионалы, вкладывающие огромные средства в коллекции музейного масштаба, и любители, собирающие «для души».
Наталья: Коллекционной куклу делает ее исключительность и редкость. Она содержит в себе много ручного труда или обладает исключительными внешними и качественными характеристиками, дающими ей индивидуальность и уникальность. Такая кукла расскажет о себе и времени, в которое она родилась, очень многое.

Есть ли универсальные правила, на что обращать внимание, если хочешь начать собирать кукол?
Александра: Почитать наш журнал!
Наталья: Строго необходима насмотренность – ходить по музеям, смотреть книги, сайты, читать, общаться с коллекционерами и знакомиться с их коллекциями, чтобы понимать, как выглядит настоящая антикварная кукла. Иначе даже приближаться к покупке не следует. К сожалению, встречаются недобросовестные продавцы, которые, не моргнув глазом, продадут копию, сборку или «новодел».
Ольга: Правил нет. Нужно либо искать свою куклу, либо надеяться, что она найдет тебя.
С какими заблуждениями вы чаще всего сталкиваетесь в представлениях людей об антикварных куклах?
Александра: Скорее не с заблуждениями, а с предрассудками. Часто можно услышать комментарии о том, что эти куклы оживают по ночам и следят за тобой, в них живут души прежних владельцев, у них плохая энергетика и вообще они очень страшные.
Наталья: Популярный страх – у этих кукол «волосы умерших людей». Как будто эти волосы срезали с мертвецов, не пропадать же добру. Но нет. Это был такой мелкий женский бизнес, совершенно обычное дело – отрастить косы и продать. Спрос на парики был всегда и не только для кукол.
Ольга: Кто-то считает, что они страшные и созданы для того, чтобы снимать ужастики. А кто-то думает, что в них скопилась энергетика бывших хозяев. В любом случае, есть большая часть людей, которая это отрицает, для них они настоящие красавицы.

Вы участвовали в проекте PEOPLETALK «Игрушки. Из России с любовью» — расскажите, как отреагировали на идею?
Александра: Мы загорелись и сразу включились в работу, ведь такой шанс упускать нельзя. Это огромная возможность заявить о себе и познакомить большое количество людей с делом, которым мы занимаемся.
Наталья: Хотелось сделать хороший рассказ про игрушку в России. Сейчас эта тема особенно важна, жизненно необходимо, чтобы пришло понимание, кто мы, куда идем и куда ведем детей. Дети – наше будущее, наступит момент, и мы будем жить в их мире.
Ольга: Я за любую «движуху» и проекты, в которых можно продвигать изучение истории кукол. Тем более, что аудитория для этих выпусков молодая, по большей части незнакомая с нашей темой, а за ними будущее. Я в надежде, что тема не угаснет.
Какой смысл вам кажется самым глубоким в проекте?
Александра: Проект ориентирован на молодежную аудиторию, где мы хотели обратить внимание подрастающего поколения на историю отечественной игрушки, ее особенности и тайны, на ее настоящее и будущее. Рассказать историю отечества через призму истории игрушки и показать, как все взаимосвязано в этом мире и даже простая кукла очень важна. Напомнить, что роль игрушки в процессе воспитания и формирования личности огромна. Отметить, что индустрия игрушек в России сегодня открыта для новых проектов, нам необходимо заполнять эту нишу, а не отдавать ее Китаю. Нужны специалисты, художники, технологи и главное – идеи.
Как вы оцениваете важность таких проектов для антикварных кукол и их истории?
Наталья: Как уже упоминалось – важно, что антикварная кукла вернулась в Россию. В Европе и США закрываются музеи кукол, и какие прекрасные музеи! Нерентабельно. У нас, напротив, стали открываться частные музеи. Пусть небольшие и даже совсем скромные, имеющие в основе личные коллекции. У нас это тоже нерентабельное занятие, и все это пока держится исключительно на энтузиазме неравнодушных. Важно, чтобы заметили, оценили, чтобы пришло понимание, что такое надо поддерживать.
