Логотип Peopletalk

Культура Air Jordan: как эти кроссовки стали главным мастхэвом в нашем гардеробе

За ними выстраиваются километровые очереди, ретейл-платформы продают их за бешеные деньги, а самая дорогая пара (из коллаба с Dior) была выставлена за 1,5 миллиона рублей. Чтобы купить их в день релиза, нужны либо хорошие связи, либо победа в раффле. Мы говорим о культовых Air Jordan 1 – самых желанных кроссовках XXI века.

Фото: @kyliejenner

Вообще, та самая пара появилась еще в 1985 году благодаря сотрудничеству Nike и Майкла Джордана. Баскетболисту нравилось в кроссовках бренда все, кроме тонкой подошвы. Тогда креативный директор Питер Мур разработал новую модель, которая чем-то напоминала Air Force. А главной фишкой стали яркая расцветка и логотип в виде крыльев. Первая же пара Bred вызвала ажиотаж и целую волну обсуждений. Почему? Все дело в том, что Майкл вышел на баскетбольную площадку в новых красно-черных джорданах, а NBA оштрафовали баскетболиста на 5000 долларов (по правилам, играть можно было только в белых кроссовках).

Nike быстро сориентировались, закрыли штраф, а уже через три дня выпустили рекламную кампанию: «15 октября Nike создали революционную баскетбольную обувь. 18 октября NBA убрала ее из игры. К счастью, NBA не может помешать вам носить их. Air Jordan. От Nike».

Через год бренд представил обновленные модели Air Jordan 1 low, а потом стал выпускать пары в новых расцветках. И нет, это не просто рандомные цвета, которые понравились дизайнерам Nike. Каждая пара – отсылка к определенному событию в жизни Майкла Джордана.

Например, джорданы University Of North Carolina посвящены университету, в котором учился баскетболист. Фирменный цвет, как ты мог догадаться, светло-голубой. Пару перевыпустили в 2015 году и в марте этого года. Конечно, купить ее было практически невозможно.

Еще одна популярная модель – красно-белые Chicago, посвященные родному городу Chicago Bulls. Создание этой пары определенно сыграло на руку Nike. Во-первых, кроссовки отчасти удовлетворили требования NBA. А еще подняли спрос на джорданы в самом Чикаго (говорят, после релиза жители города носили только кроссовки этой марки).

Конечно, Air Jordan оставались на плаву не всегда. К 2000 году спрос на кроссовки сильно упал. Не помогали ни перезапуск, ни новые расцветки. Бренд смог реабилитировать линию только через 10 лет. Тогда Nike решили сделать ставку на коллаборации.

И в 2014 году случился громкий релиз: Air Jordan 1 от скейтера Лэнса Маунтина и бренда Fragment Design. Коллаб смог не только восстановить репутацию джорданов, но и вывести их на новый уровень. В день старта продаж у магазинов выстраивались огромные очереди, а на улицах Нью-Йорка даже говорили о беспорядках.

Важную роль сыграла модель, созданная совместно с Off-White в 2017 году. Благодаря работе Вирджила Абло кроссовки стали выглядеть по-другому и привлекли новую аудиторию.

Следующая модель родилась в результате сотрудничества Nike с Трэвисом Скоттом. Это была не первая коллаборация бренда с рэпером, но первая модель от Трэвиса в коллекции Air Jordan. Что нужно для успеха? Коричнево-белая расцветка и хорошая промокампания. Как результат: о твоих кроссовках мечтает каждый второй!

Ну и как не сказать про сотрудничество с Dior? Релиз стал главным событием 2020 года. И пока Кайли Дженнер выкладывала Stories в новых кроссовках, ритейлеры продавали их почти за 1,5 миллиона рублей.

Фото: @eis.mg

За последние несколько лет Air Jordan 1 завоевали сердца героев стритстайла, звезд и модных блогеров. А каждый релиз – настоящее событие в мире моды.

Единственная проблема – получить ту самую пару не так-то просто. В России, например, чтобы купить кроссовки в день релиза, нужно выиграть в раффле (в лотерее), который проводят примерно за два-три дня до старта продаж, либо обзавестись знакомым в Nike, Brandshop или Belief.

Фото: @eis.mg

В Америке рынок Air Jordan 1 развит совсем по-другому: джорданы можно найти и в самом Nike (правда, придется постоять в очереди), и в магазинах ретейлеров, и на их сайтах.

Почему так сложно? Все дело в ретейлерах. Перекупщики уже давно построили отдельную империю на продаже джорданов. Так что то, что ты мог бы купить примерно за 10 000 рублей, они продают тебе в 3 раза дороже.

Купить рекламу

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.