Manizha: С 15-секундных роликов в Instagram началась моя новая жизнь
Северная столица ей больше по душе – Петербург, куда когда-то переехала 25-летняя певица Манижа, она называет «местом силы», хотя своим домом считает весь мир и уверяет, что в любой точке планеты может создать уют. Охотно верю, ведь мы встречаемся в московской штаб-квартире ее команды, и отсюда действительно не хочется уходить. Здесь она работала над первой пластинкой Manuscript, писала сценарии клипов «Иногда» и «Люстра» и решилась на концерт в Ледовом дворце 20 мая (уже завтра!).
О музыке, успехе в Instagram, мотивации и семье Манижа рассказала в эксклюзивном интервью PEOPLETALK.
Когда-то она совершила практически революцию в соцсетях – первая в мире (!) нашла применение 15-секундным роликам. До нее еще никто не вмещал в такой короткий видеоформат целый крошечный музыкальный фильм – с уникальным монтажом (когда в одном ролике целых шесть Маниж!) и декорациями. Это были не просто каверы на знаменитые песни: каждое видео – единственное и неповторимое в своем жанре, в котором музыкой становилось все, от бумажных птиц до сковородок. Тем не менее ее трудно назвать инстаграм-звездой, она — музыкант, который смог заявить о себе так, как до этого еще никто не делал. Хотя сама девушка не относит себя к одной категории творчества: «Я многофункциональна».
«Все истории успеха в Интернете основаны на твоем живом участии в том, что ты делаешь. Я зарегистрировалась в Instagram сразу, как только он появился. Сначала это был бытовой журнал неизвестного художника, а потом возник 15-секундный видеоформат, который меня захватил, я фанат всяких новых технологий, сразу думаю, как эту штуку можно обыграть. Но я тогда и представить не могла, что с этих 15 секунд начнется моя новая жизнь».
Так, в 2013 году Манижа начала делать музыкальные видеоколлажи, которые собирали больше лайков, чем селфи: новая функция Instagram буквально спасла ее карьеру. Крупный международный проект, с которым у нее тогда был контракт, «разрушился», и ей нужно было срочно придумывать «план B, план C, какой угодно, чтобы продолжить реализовываться», ведь ей, как любому творческому человеку, нужно было признание. «Я вышивала песни по частям и берегла, не могла ими делиться, но стала записывать каверы». Каждый кавер обрастал историей, становился не просто перепетой песней, а совершенно новой композицией. В итоге за два месяца «системного постинга» аудитория Манижи выросла на 10 тысяч человек. «Я тогда подумала: вау, а в этом есть смысл. Для меня это был такой челлендж – ведь во всем Instagram не было ни одного исполнителя, который делал бы то же, что и я».
И за ней начали повторять: «Я не то чтобы этим гордилась, меня это очень вдохновляло. Сидеть и писать в стол очень тяжело, я никому этого не пожелаю». А с ростом аудитории выросло и количество предложений – Манижа начала выступать на фестивалях, давать интервью и сниматься для брендов одежды (вот, например, для Levi’s и Puma). А еще ее никак не оставят в покое продюсеры, но она, как типичная девушка XXI века, все сама. Конечно, ей помогает команда: «Это 10 человек, с которыми мы вместе придумываем, реализовываем, монтируем. И я вижу, что эти люди тоже горят, они помогают мне расти, добиваться поставленных целей. Я не собираюсь ограничивать себя рамками под названием «продюсер»».
Одна большая цель ею уже достигнута – альбом Manuscript вышел в середине февраля и уже спустя несколько дней был на первой строчке iTunes. И слушать его действительно приятно: это такой симбиоз австралийской певицы Кимбры, Эмми Уайнхаус и… Манижи. Но главное, о чем ты думаешь, когда мчишься по городу под ее песни: это же все про меня. Манижа смеется: «Интересно! Я убеждена, что искусство было создано, чтобы люди нашли единомышленников. И, по сути, каждое слово в альбоме описывает мою жизнь, но это живой, честный материал, который появился, чтобы люди могли как бы переработать свои чувства, – такая своеобразная терапия».
Феномен Манижи еще и в том, что она появилась в нужное время и в нужном месте. «Несколько лет назад меня бы просто не поняли в России. А сейчас люди готовы. Возможно, у многих возникает внутренний конфликт, потому что мой альбом — разноплановый. Там есть и русские, и английские песни. Но это неважно, пусть через полгода он будет на китайском — мне вообще все равно на каком языке петь, язык — это только средство, которое помогает доносить до слушателя мысль. Моя музыка — мультирасовая, внежанровая, я исполнитель не из России, а из этого мира».
Ей действительно комфортно «в любой точке планеты». Может, дело в том, что тест на генетику («Сделала недавно») выявил, что в ее крови целых 32 национальности. «Но это у каждого человека так, – уверяет она. – Я выросла в Душанбе, и все детство провела в горах, а природа очень сильно влияет на человека. Моя мама – дизайнер, музыкант, всю одежду, которую вы видите на мне и на ребятах из моей команды, шьет она. Я всегда говорю, что я – проект своей мамы, она очень много вложила в меня. Папа – врач, но мы с ним не особенно общаемся. Я родилась в мусульманской семье, где в принципе не принято, чтобы женщина что-то делала, а быть певицей – вообще постыдное дело. Но с выбором мне помогла бабушка – ей было все равно, что думают другие, она в меня поверила, сказала, что я должна заниматься музыкой».
В школе она была белой вороной – «таким ребенком с душой старухи» (Смеется.), и, только когда выросла, начала путешествовать и работать над проектом. «В английском есть слово artist, оно мне очень близко. Для меня любой кусочек искусства, любой жанр – дизайн, видео, музыка – это лишь средства выражения. Я за то, чтобы люди умели сочетать разные виды искусства воедино. Найдется много тех, кто со мной поспорил бы и сказал, что нужно сосредоточиться на чем-то одном, и, возможно, это верно, но я не такой человек – это загоняет меня в рамки».
Какие люди ее восхищают? Их имена Манижа предпочитает держать в секрете: «Они для меня апостолы, которые направляют». Зато делится, что обожает Тома Йорка. «Мой топ самых красивых мужчин сложно назвать красивыми, – смеется она. – Если я однажды встречу Йорка, то просто сойду с ума. От него же невозможно оторваться, у него такая мощная харизма, что внешность становится чем-то уникальным».
Сама Манижа подписывается на «реальные «Инстаграмы» – без фильтров, идеальных фигур и придуманных историй, на людей, которые не боятся быть собой». Такую же позицию она выбирает в музыке, и, кажется, это работает.
Мы еще долго будем сидеть на кухне, обсуждая, что скоро по соседству откроют клуб «Рай» и мирным вечерам в «штаб-квартире» придет конец. Манижа наконец показывает мне «рабочую комнату», которая оказывается совсем крошечной, зато наполненной разноцветными фонами, газетами, старыми предметами, которые на первый взгляд кажутся бесполезными, костюмами и ясным ощущением того, что, как только камеру переводят в режим «видео», все здесь превращается в самый настоящий воображариум имени одной молодой талантливой девушки, на пути которой еще не одна революция.
Валентин Блох. Стиль: Константин Кошкин; Modardesigns, Светлана Серякова. Продюсер: Анастасия Монастрыская