Логотип Peopletalk

Москвичи и их образы в искусстве: как менялся образ столичного жителя и чем вдохновлялись авторы в своих работах

Главное изображение статьи
Реклама

Образ Москвы привлекает внимание художников, фотографов и других творческих людей величественностью и бешенной энергетикой. На улицах, которые совмещают старинные архитектурные объекты и современные небоскребы, царит особая атмосфера, заставляющая сердце биться сильнее. Запечатлеть магию города стремились многие деятели искусства.

Мощеным мостовым, паркам и скверам посвятила песню группа «Браво». Их композиция «Этот город» стала негласным гимном столицы. «Этот город самый лучший город на Земле», – говорится в тексте популярного хита, отражая трепет, с которым артисты относятся к Москве. С большой любовью каждый уголок столицы и местных жителей фотографировали Наум Грановский и Сергей Шахиджанян, уделяя важное внимание, на первый взгляд, незаметным деталям. А Владимир Гиляровский подробно описывал каждый закоулок.

Колумнисты PEOPLETALK авторы Telegram-канала Art Soulmate Кристина Середзинская и Юлия Бескорсая отследили, как менялся образ Москвы в глазах деятелей искусства и что их вдохновляло на каждом этапе ее развития.

Кристина Середзинская и Юлия Бескорсая

Москва Владимира Гиляровского

Владимир Гиляровский известен не только написанием книг, в числе которых «Москва и москвичи», но и своей журналистской деятельностью. Коллеги прозвали его «королем репортеров» за оперативность и умение добывать эксклюзивную информацию. Он делал заметки о столице с конца XIX века по начало XX века. Он был вынужден менять имена героев и скрывать свое собственное, чтобы цензура пропустила материал в печать. Среди псевдонимов: «Свой человек», «Театральная крыса», «Гиляй» и «Дядя Гиляй».

Гиляровский был не только профессионалом своего дела, но и вдохновителем. Благодаря его книге свет увидели работы художников Владимира Маковского и Михаила Чемоданова.

«Продавец кваса», Владимир Маковский

Владимир Маковский написал картину «Продавец кваса», где отражается реальность, которую описывал Гиляровский в своем произведении:

«На мостовой перед палатками сновали пирожники, блинники, торговцы гречневиками, жаренными на постном масле. Сбитенщики разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень – любимый тогда медовый напиток, согревавший извозчиков и служащих, замерзавших в холодных лавках. Летом сбитенщиков сменяли торговцы квасами, и самый любимый из них был грушевый, из вареных груш, которые в моченом виде лежали для продажи пирамидами на лотках, а квас черпали из ведра кружками».

Гиляровскому было под силу то, что не удавалось никому – писать о нищей и сомнительной человеческой жизни с большой любовью. Он искренне сочувствовал жителям Олсуфьевской крепости, которые не выходили из дома из-за отсутствия одежды. А жители трущоб любили «дядю Гилю» за умение не чураться их общества за одним столом.

«В ресторане», Владимир Маковский

Он умело описывал и упитанную купеческую жизнь. Чего только стоит бытовая трактирная зарисовка, где любившие поглумиться купцы над беззащитными половыми были вынуждены давать на «чай» самым смекалистым из них. Гиляровский смело описывал традиции «Купеческого клуба», который располагался на Большой Дмитровке. Дмитровка в те времена считалась напрочь дворянской улицей. Здесь жили Долгорукие, Голицыны, Щербатовы. Однако постепенно старинные дворянские гнезда стали переходить во владение зажиточным купцам. Они снимали фамильные гербы со здания и проживали там без малейшего ремонта. Дворянское качество ценилось, и его не спешили рушить.

Юмористический рисунок на Владимира Гиляровского, Михаил Чемоданов

Картина жизни города точно будет неполной без карикатур Михаила Чемоданова, именно его работы дают необходимую динамику, созвучную описанию города Владимира Гиляровского. В юмористических зарисовках художника видна настоящая жизнь Москвы с ее радостями и горестями.

Давно уже нет многих описанных Гиляровским зданий и улиц, никто не продает зайцев на Охотном ряду, однако Москва растет и идет дальше. Если же вам захочется проникнуться атмосферой старой Москвы, очень советуем отправиться в теплую погоду на пешеходную экскурсию от Музея Москвы «Гуляем с Гиляем».

«Выбор приданого», Владимир Маковский

Москва и москвичи Наума Грановского

Наум Грановский – настоящий московский летописец XX века. Его любили и продолжают любить за невероятно трепетное отношение к Москве. В 1926 году он переехал в столицу, где устроился на работу в ТАСС. Меньше чем через год перспективного молодого человека взяли в штат фотокорреспондентом.

Грановский старался запечатлеть привычную жизнь москвичей на фоне родной столичной архитектуры. По его фотохронике можно заметить, как быстро менялся образ столицы. У фотографа был особый талант показывать бытовую жизнь города такой, какая она на самом деле была – прекрасная вне зависимости от времен. Наум Грановский старался выбирать нетривиальные ракурсы, зачастую снимая с высотных точек. Большая значимость уделялась свету: бывало такое, что Грановский, приезжая на место съемки, выжидал пару часов, чтобы свет падал правильно. 

Грановский, наверное, даже не догадывался, как сильно изменится облик столицы в ближайшие десятилетия и насколько стремительно это будет происходить. Когда он начал профессионально снимать, началось формирование русского авангарда, уникального и неповторимого стиля, отражавшего эпоху.

Архитекторы в попытках спроектировать здания будущего создавали невероятные макеты. Облик столицы начал преображаться и обрастать новыми необычными зданиями, коих не было нигде в мире, кроме Москвы.

«Дом Совнаркома, Наум Грановский

В 30-е годы были попытки создать конструктивистские образы, но советская власть быстро остановила всякого рода эксперименты. Эти стремление были навеяны в первую очередь увлечением конструктивизмом. Однако в сталинские времена (с середины 1930-х до 1950-х) все забыли об этом направлении, и в моду пришел советский классицизм, сочетавший в себе ампир, ар-деко и эклектику. В начале 50-х Москва активно начала застраиваться панельными домами, основными чертами которых являлись функциональность и простота. К 90-м все спальные районы Москвы были застроены панельками. 

На улице Горького, Наум Грановский

Радикальные перемены в столице коснулись не только архитектуры, но и моды. Настоящий фурор произвела «русская Коко Шанель» Надежда Ламанова. Именно она стояла у истоков отечественной моды и пролетарского стиля в одежде. Она разрабатывала одежду для широких слоев населения, а также одевала знаменитостей, и даже самого императора.

В 60-х-70-х жители столицы начали носить мини-юбки, брюки клеш. Появились первые спортивные костюмы из трикотажа. Москвичи стали более расслабленными, это отражалось не только в одежде, но и в их образе жизни. При этом существовал жуткий дефицит тканей: многие вещи переделывались самостоятельно или перешивались на заказ. К 80-м годам, несмотря на суровые ограничения и запреты, прослеживалась четкая тенденция самовыражения с помощью внешнего вида.

Проспект Маркса, Наум Грановский

Москва Сергея Шахиджаняна

Существуют две эпохи Москвы ХХI века: «Москва Лужкова» и «Москва Собянина». Два периода кардинально различаются: от архитектурной составляющей до облика самих жителей столицы. Когда Юрий Лужков был на посту мэра (1992–2010), Москва стала одной из самых заметных российской столицей. Почти за два десятилетия город изменился до неузнаваемости – как внешне, так и по своему ритму жизни. Он превратился из постсоветской серой громады в динамичный мегаполис с развивающейся инфраструктурой, культурной жизнью и возможностями для бизнеса и досуга.

После распада СССР Москва пребывала в запущенном состоянии: разрушенные здания, нехватка элементарной инфраструктуры, серые фасады и нерегулярный транспорт. При Лужкове началась масштабная реконструкция города: реставрировались исторические здания и церкви, восстанавливались утраченные памятники архитектуры, среди которых Храм Христа Спасителя. Активно строились дороги, расширялась транспортная сеть, включая метро. Появились новые жилые комплексы, бизнес-центры, торговые центры и набережные. Началась работа по озеленению: высаживались деревья, создавались парки, скверы, создавались фонтаны.

Манежная площадь, Сергей Шахиджанян

Мы попросили Сергея Шахиджаняна, директора фотохроники ТАСС, поделиться интересными кадрами старой столицы. «Москва Лужковская» имеет несколько отличительных черт. Архитектурный стиль того периода имеет явное тяготение к «сталинскому ампиру». Городскую постройку стремились украсить башенками, имитацией колонн и «фальшивым мрамором», порой это переходило в категорию «китча». Однако после сложных десятилетий новые объекты казались чем-то прекрасным.

Манежная площадь, Сергей Шахиджанян

При Юрии Лужкове появился торговый центр «Охотный ряд». Ранее Манежная площадь была проезжей частью, лишь в 1993 году она становится пешеходной. Тогда и началось строительство подземного торгового комплекса со стеклянными куполами сверху. Его украшали роскошные фонтаны, которые были реализованы по проекту Зураба Церетели.

Очередь к телефонам-автоматам, Сергей Шахиджанян

В этот же период активно развивалась городская инфраструктура. На улицах можно было встретить установленные повсеместно телефоны-автоматы – символ эпохи до появления мобильной связи. Они стали привычным элементом городского пейзажа: в прозрачных будках москвичи звонили друзьям, договаривались о встречах и даже решали важные рабочие вопросы.

Пэрис Хилтон (справа) во время визита в Москву в один из ночных клубов. 2000-е, Сергей Шахиджанян

Москва становилась местом, где хочется жить, гулять и развиваться. Одним из приоритетов Лужкова было создание современной инфраструктуры для досуга и развлечений. Открывались новые театры, кинотеатры, музеи и выставочные залы. Появились ярмарки, фестивали, массовые городские праздники. Например, День города стал масштабным событием с концертом на Красной площади и салютами.

В 2000-е Москва начала активно притягивать внимание мировой культуры и шоу-бизнеса. В столицу стали приезжать иностранные звезды, что раньше казалось почти невозможным. На модных вечеринках и открытиях клубов замечали Пэрис Хилтон, а также многих других мировых знаменитостей. Это был мощный сигнал, говорящий о том, что Москва становится глобальным городом, частью мировой культурной сцены.

Лужков также поддерживал малый и средний бизнес, в том числе фермеров, ремесленников, владельцев магазинов и рынков. Начали развиваться московские рынки – как традиционные, так и модернизированные, где москвичи могли купить фермерскую продукцию и редкие товары. Появились новые рабочие места, что стимулировало внутреннюю экономику и обеспечивало занятость.

Это добавило жизни москвичей больше свободы и возможностей, способствовало разнообразию городской среды – кафе и магазины стали появляться буквально на каждом шагу.

Реклама
Рекомендуем