Логотип Peopletalk

На игле: почему отношения с сериалами – самые токсичные в нашей жизни?

Главное изображение статьи
Реклама

Мгновенная влюбленность, навязчивые мысли, подчинение, контроль, «эмоциональные качели» – признаки нездоровой эмоциональной привязанности. Проще говоря, это токсичные отношения, из которых ты не можешь выйти. И мы сейчас не про твоего бывшего, кстати. Да, любовь к сериалам может обернуться настоящей зависимостью, и в английском языке для таких же сериальных маньяков, как ты, и их феномена даже существует название – binge watching, что в дословном переводе означает «запойный просмотр», который ты проводишь после обещаний «еще только одной серии и спать».

Есть много причин, по которым мы не можем оторваться от любимых шоу, а в дни премьер новых эпизодов считаем часы и готовы жертвовать сном, работой и друзьями ради пары серий. И во многом это похоже на то, как устроены токсичные отношения. Почему наша любовь к сериалам равноценна болезненной зависимости? Разбираемся. По пунктам. 


«Эмоциональные качели»

«Патрик Мелроуз»

Пучина эмоциональной перегрузки и депрессия после дозы эндорфина – знакомо? Психотерапевт Анна Гусева рассказывает: «Многие шоу сделаны так, чтобы у нас возникал отклик, который сильнее окружающей реальности. Когда мы привязываемся к сериалу или персонажу и начинаем жить его жизнью, то получается замкнутый круг: выключаешь сериал – появляются внутренняя боль и пустота, отсутствие жизни, депрессия, а депрессия заставляет снова включать сериал».

С другой стороны, просмотр интересного шоу сам по себе вряд ли может навредить, любовь к сериалам ничем не отличается от киномании, меломании или книгомании – это, по словам психолога Антона Вотрина, обычное хобби, увлечение: «Некоторые люди испытывают тревогу или грусть после окончания любимого сериала, неожиданной концовки сезона или смерти любимого персонажа, но в этом нет ничего удивительного. Это нормальная реакция живых людей на художественный контент».


Размытость границ

«13 причин почему»

Всего должно быть в меру, и это касается как личных отношений и повседневных дел, так и количества сериалов в твоей жизни.

Анна Гусева, старший преподаватель кафедры психологии университета «Синергия», психоаналитически ориентированный терапевт, профессиональный астролог

Анна Гусева: «Любой сериал может стать манипулятором, влияющим на твою жизнь.

Мы начинаем одеваться, как любимый персонаж, так же разговаривать, хотим поехать в ту же страну или перенимаем его привычки.

Если сериал нужен как источник вдохновения – отлично, но если это попытка уйти от проблем или найти пример для подражания, то стоит задуматься».

Да, важно разделять: сериалы могут быть как формой избегания неприятных мыслей и эмоций, так и обычным увлечением. Все зависит от контекста и функции просмотра: зачем смотрим и что это нам дает?

Антон Вотрин, психолог, координатор проекта «Чистые Когниции»

Антон Вотрин: «Герои и героини сериалов становятся ролевыми моделями для целых поколений, а темы сюжетов меняют мировоззрение. Я знаю случаи, когда из-за «Доктора Хауса» или «Клиники» люди поступали на медицинский факультет, а после «Патрика Мелроуза» обращались за психологической помощью. В современных зарубежных сериалах поднимаются острые социальные вопросы: права человека, расизм, сексизм, гомофобия, война, экология, искусственный интеллект. Благодаря формату сериалов мы можем глубже, чем в кино, заглянуть в персонажей и лучше понять тех, кто отличается от нас: людей другой расы, гендера, сексуальной ориентации, возраста или национальности. При этом всегда нужно помнить, что в сериалах, как и в любом другом медиапродукте, может присутствовать триггерный, чувствительный контент, например сцены жестокости, насилия, смерти, грубые слова и выражения.

После выхода первого сезона «13 причин почему» – сериала, посвященного теме суицида, – в США было зафиксировано увеличение суицидальных попыток среди подростков.

После этого создатели сериала добавили несколько дополнительных дисклеймеров в видеоряд и на сайт».

Психолог Евгений Идзиковский подтверждает: ряд исследований показал, что сериалы, построенные вокруг негативных феноменов, расшатывают психику, а у него самого есть клиенты, чья тревожность выросла после просмотра «Мыслить как преступник».

Евгений Идзиковский, психолог, коуч, сертифицированный гипнотерапевт в России и США, мастер нейролингвистического программирования

«Мне стало страшно ходить в темноте даже в собственной квартире» – странно слышать такое от 45-летнего мужчины, согласись? А финал «Игры престолов», например, вызвал у большинства зрителей депрессивное состояние: люди переживают и теряют мотивацию.   


Контроль, манипуляции и невозможность уйти

«Игра престолов»

Если ты начал отказываться от встреч с друзьями по вечерам в пользу сериала, а все свободное время проводишь на главной странице Netflix, у нас для тебя плохие новости. В психологии такое поведение называется потерей социализации, а происходит так потому, что персонаж (или персонажи) любимого шоу становится нашим лучшим другом и остальные элементы социального взаимодействия оказываются уже не нужны.

Анна Гусева: «Люди начинают разговаривать с телевизором, который дает тот же самый адреналин, а ночной просмотр цементирует привычку бодрствовать в то время, когда мы должны отдыхать.

Сериал – это психотерапевт с советами.

Он просто манипулирует и направляет в нужную сторону».

Впрочем, сами сериалы построены по такому принципу, чтобы цеплять зрителя и заставлять его задерживаться, смотреть серии одну за одной или же ждать премьеры. Люди по ту сторону экрана буквально берут нас на крючок, поддерживая саспенс, добавляя твисты в сюжетные линии и завершая каждую серию на самом интригующем моменте (такая уловка называется cliffhanger, что в переводе означает «захватывающий дух»).

Антон Вотрин: «Людям нравятся длинные истории, как в больших романах, а благодаря склонности к эмпатии мы готовы сопереживать героям так же, как и реальным людям. Вместе эти два фактора делают сериальный мир крайне притягательным.

Мозгу все равно, происходит ли событие в реальном мире, на экране или в воображении.

Мы всегда реагируем полным спектром ощущений».

Евгений Идзиковский: «Важно следить за зависимостью и последствиями. Увлекся, смотрел до четырех утра? Вот и нарушенный режим сна. Перенасытился переживаниями? Упала мотивация. Зачем мне работать, если есть более интересные дела? Простой способ сократить негативные моменты – обмануть систему. Например, прерывать просмотр не в конце серии, когда все сделано так, чтобы сформировать максимальное ожидание, а на логическом конце какой-то сцены. Собрался кусочек пазла? Герой справился с проблемой? Отлично, выключаем!»

На первый взгляд сериальная зависимость не представляет опасности, с другой же стороны, она серьезно влияет на нашу жизнь, незаметно проникая в глубины сознания и проявляясь впоследствии внешне: меняется отношение к родным и знакомым, восприятие реальности, снижаются концентрация и эффективность на работе. Правда, степень «вредности» можно определить только самому: кто-то засыпает на каждой серии «Ходячих мертвецов», а кто-то до утра мучается бессонницей.


Надо бежать (?)

«Элита»

Не спеши искать признаки «абьюза» в «Бумажном доме» или «Элите», которые наверняка смотрел запоем, и отменять подписку на Netflix только потому, что излишнее увлечение сериалами может быть вредным. Негарантированные, но все же возможные плюсы с точки зрения психологии от просмотра сериалов все-таки есть.

1.      Снижение стресса

Отдохнуть, переключиться после рабочего дня и позволить себе просто посмотреть на красивую картинку – почему бы и нет?

2.      Прояснение ролевых моделей

Сериалы показывают, как люди ведут себя в разных социальных ситуациях: романтических, дружеских, рабочих, семейных. Только не говори, что ни разу не брал на заметку фразы или модели поведения любимых персонажей!

3.      Выявление ценностей

Посмотреть со стороны на ту или иную ситуацию всегда полезно. Как минимум потому, что так можно понять, что для тебя действительно важно.

4.      Борьба с предрассудками

Сериалы показывают героев другой ориентации, расы, национальности, социального статуса и разных профессий. Когда видишь такие ролевые модели на экране, в жизни относишься к таким же «персонажам» без предрассудков и стереотипов.

5.      Ключ к пониманию людей

Американские ученые Барнс & Блэк еще в 2015-м выяснили, что просмотр сложноустроенных драм «Остаться в живых» и «Хорошая жена» повысил способность к ментализации – умению понимать других людей.

6.      Расширение кругозора

Современные сериалы рассказывают о значимых исторических моментах («Корона», «Чернобыль», «Екатерина Великая»), описывают острые социальные сюжеты, проблемы меньшинств, непростые жизненные выборы («Элита», «Половое воспитание», «Эйфория»).

Евгений Идзиковский: «Интересно, что, как и книги, сериалы сейчас задают стандарты общества. Та же «Игра престолов» не только предложила новое понимание секса в киноиндустрии, но и дала новую моду на отношение к крови и смертям. Фактически сериалы – это актуальное отображение всех социальных проблем общества и актуальных трендов».


«Бумажный дом»

Сериалы стали новой вехой познавательной активности человека: они влияют на моду, рекламу, питание, спорт, стирают грань между реальным и экранным, легко проникают в наше «бессознательное» и купают мозг в дофамине, гормоне удовольствия. Да, в медицинском смысле такого понятия, как «сериальная зависимость», не существует, но на деле стоит отдавать себе отчет: смотреть ради интереса и удовольствия или «на автомате»?

Евгений Идзиковский: «Чаще всего нас увлекают именно те проекты, которые дергают за струны наших собственных травм. Например, проекты про войну часто заставляют плакать людей, склонных к переживанию собственной ненужности, потому что полной противоположностью ненужности является самопожертвование».

Не стоит, правда, переносить это на реальность и жертвовать всем во имя новой серии. Заметил тревожные звоночки? Кажется, самое время поставить на паузу. 

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.