На кокосовом или миндальном? Ждет ли Россию кофейный кризис
За последние несколько недель многие зарубежные компании заявляли о приостановке своей деятельности или уходе с российского рынка. Среди них оказались и кофейные бренды.
Американская Starbucks Corporation закрыла свои кофейни в России и временно приостановила отгрузку всей продукции Starbucks в магазины. Финская компания Paulig заявила о своем уходе из России – у них есть кофеобжарочный завод в Тверской области, а в самой компании работало около 200 сотрудников. Paulig пришлось приостановить не только производство в России, но и закрыть свою кофейню в Москве.
Швейцарская Nestle также приостановила импорт продуктов в Россию (кроме товаров первой необходимости) – среди них Nespresso, под этим брендом выпускались капсульные кофемашины и кофе-капсулы.
В самих кофейнях вырос ценник на все позиции – в среднем на 15–20 %.
Разбираемся с владельцами кофейного бизнеса, что будут пить россияне в ближайшем будущем, сколько станут отдавать за стаканчик любимого капучино и как сейчас обстоят дела с поставками зерна в нашу страну.
Дмитрий Корюкин
«Цены на кофе начали расти задолго до событий на Украине. Кофе – биржевой продукт, и, соответственно, на его стоимость влияет ситуация во всем мире: проблемы с урожаем в Бразилии, напряженная политическая ситуация в Колумбии, Эфиопии, Йемене. Сюда же необходимо добавить кратно возросшую стоимость фрахта из-за нехватки контейнеров, знаменитую пробку в Суэцком канале», – рассказывает Дмитрий Корюкин, руководитель тренинг-центра сети кофеен «Даблби», Q-грейдер, авторизованный SCA-тренер.
По его словам, сегодня кофе на бирже дорог сам по себе, цена за фунт зеленого кофе арабика – выше двух долларов. Начавшиеся в феврале события отразились на курсе национальной валюты. Все эти факторы очень сильно влияют на стоимость уже обжаренного кофе в стране потребления.
«В среднем цены поднимаются на 25–40 %, но можно с уверенностью сказать, что изменение стоимости обжаренного кофе в нашей стране какое-то время будет похоже на катание на «американских горках». Мы вынуждены реагировать на все эти изменения».
Рассуждая о кофейном кризисе в России, Дмитрий подчеркнул, что сейчас запасы у многих кофеин на низком уровне. В какой-то момент кофе может закончиться, но на короткий срок. Дальше все будет зависеть от геополитической ситуации в стране.
Алена К.
Кофейни не могут закупать кофе впрок. «Хранить большие объемы нельзя – если мы говорим про качественный кофе, то у него небольшой срок хранения в обжаренном виде», – рассказывает Алена К., основатель кофейни «Может, кофе?». Она добавляет, что цены на кофе в заведениях выросли в том числе из-за подорожания некоторых продуктов, например растительного молока. Это может повлиять на наличие некоторых напитков в меню: «Сейчас у нашего поставщика нет молока, на котором мы работаем, и может получиться так, что останется только Alpro, а оно дорогое, как крыло самолета, и кофейне проще убрать из ассортимента капучино на кокосе, чем продолжать биться за этот ассортимент».
Несмотря на то что Paulig и Nespresso ушли из России, кофе хватит всем. Просто он будет чуть дороже. И покупать его придется не в крупных супермаркетах, а в тех же кофейнях, в которых большой ассортимент российских кофейных брендов.
Все эти бренды закупают зерно у своих партнеров за рубежом, обжаривают его и поставляют в рестораны и кафе.
Мария Райлян
«Как, наверное, любой российский бренд, мы сейчас работаем в ситуации полной неопределенности относительно того, что будет завтра. Мы конкурировали не с международными гигантами и не с крупными российскими заводами, а с такими же небольшими компаниями, сосредоточенными на сегменте кофеен и частных потребителей спешиалти-кофе», – рассказывает Мария Райлян, генеральный директор российского кофейного бренда WEST 4 Roasters. Она добавляет, что массовое переключение покупателей с коммерческого кофе на локальных обжарщиков должно произойти если не в ближайшее время, то в скором будущем из-за сложившейся экономической ситуации.
«Пока мы наблюдаем повышенный спрос от текущих клиентов, которые склонны запасаться, так же, как и мы, не понимая, как будут развиваться события», – подчеркивает Мария.
Генеральный директор WEST 4 Roasters также ответила на вопрос, появится ли российский бренд в супермаркетах: по ее словам, некоторые позиции бренда уже есть в «Азбуке вкуса» и «Утконосе», но зайти небольшому производителю в ретейл сложно: «Низкая узнаваемость бренда, более высокая цена по сравнению с соседями на полке из-за нишевости продукта».
Денис Игнатенко
Такое же мнение у Дениса Игнатенко, основателя российского бренда обжарки кофе «Рыжий, Море и Лоботрясы»: «Ретейл нам, к сожалению, не подходит, он для крупных компаний с большими оборотами, работающих на основной системе налогообложения с НДС. В качестве альтернативных площадок мы рассматриваем маркетплейсы – Ozon, Wildberries, «Яндекс.Лавка» и прочие».
Денис объясняет принцип работы своего бизнеса: «Мы не покупаем кофе у крупных импортеров зеленого зерна в России, а налаживаем свою цепочку поставок с минимально возможным количеством звеньев. Плюс развиваем прямые отношения с партнерами в странах произрастания». Игнатенко рассказывает, что обычно в каждом регионе у них один поставщик или производитель кофе, с которым в течение нескольких лет налаживались отношения.
«Мы знаем, что наши партнеры могут рассчитывать на нас, а мы на них. Мы не ожидали таких вызовов, как сейчас, конечно. Но рады, что поставщики из Бразилии, Эфиопии, Колумбии, Сальвадора и Таиланда подтвердили, что остаются с нами. Сейчас сохранение цепочек поставок важнее, чем возросший курс доллара», – объясняет Денис.
То, что крупные кофейные бренды покинули российский рынок, не радостная новость для наших бизнесменов. В долгосрочной перспективе это замедлит рост аудитории, выбирающей кофе.
«Крупные компании делают большую работу – вкладывают огромные деньги в рекламу и маркетинг, повышают привлекательность кофе как продукта, спонсируют кофейные мероприятия, выставки, чемпионаты», – говорит Денис Игнатенко.
Если большие кофейные компании не будут вкладывать деньги в развитие кофейной индустрии, оно неизбежно замедлится. Существующая аудитория сохранит интерес к кофе, а вот новая будет приходить медленнее.