«Не время умирать»: неуверенный финал истории Дэниела Крэйга
В прокат наконец вышел многострадальный «Не время умирать» – 25-й из серии фильмов о Джеймсе Бонде, а также пятый (и последний) с Дэниелом Крэйгом в главной роли. Очередная глава истории о 007 должна была увидеть свет еще два года назад, но не сложилось: уход Дэнни Бойла с поста режиссера обеспечил перенос на полгода, пандемия – еще на полтора. И вот, спустя шесть лет после предыдущего «Спектра» большое и торжественное прощание с Дэниелом Крэйгом случилось. Долгое, местами затянутое, но все же случилось.
Очевидно, оставить службу и мирно уйти на пенсию, наслаждаясь отношениями с Мадлен Суонн (Леа Сейду), у Джеймса Бонда не выйдет, и вслед за разрушившейся вместе с могилой Веспер Линд надеждой на «долго и счастливо» начинает рушиться вообще все. Даже фирменный номер 007 теперь принадлежит другому агенту – Номи, которую исполнила Лашана Линч. Для всей бондианы это мог бы быть прорыв (темнокожая девушка и высококлассный агент!), но при всей своей меткости, ироничности и эффектности она старому доброму Джеймсу Бонду вряд ли конкурент, а потому в итоге не обходится без его помощи и ближе к финалу со второстепенных ролей уходит и вовсе на третьестепенные.
Вообще, «Не время умирать» собрал целый букет женских персонажей, к которым есть много вопросов: что здесь делает, например, Ана де Армас, взволнованно хлопающая глазами, пьющая залпом мартини и признающаяся, что она – поклонница Джеймса Бонда? А что случилось с Мадлен Суонн, теперь вечно нервной и далеко не такой храброй, какой нам ее показали в прологе?
Конечно, на таком фоне фигура Джеймса Бонда выделяется очень выгодно, и пока вся эмоциональная составляющая кое-как пытается держаться на его подружках, он будет спасать мир.
Кстати, о спасении мира. От рыбалки в отдаленных уголках планеты бывшего 007 отвлекает новый антигерой, с которым, не будь у того цели массового геноцида, они даже могли бы подружиться. Как минимум потому, что оба воюют со «Спектром». Люцифера Сафина, человека в маске, в «Не время умирать» сыграл Рами Малек: он обосновался на затерянном острове, руководит лабораторией и с помощью русских химиков под руководством Валдо Обручева разрабатывает мощный яд «Геракл», реагирующий на определенную ДНК, а еще делает все это, увы, без читаемых мотивов.
Финальную главу бондианы с Дэниелом Крэйгом пустили в версии на два с половиной часа, но ничего нового за это время, увы, не рассказали и не показали. Здесь нет впечатляющего экшена, драматических диалогов, а всю изнанку Джеймса Бонда с его личными переживаниями, чувствами и травмами, которую так аккуратно выводили на первый план в предыдущих частях, снова спрятали под броней хладнокровного убийцы. Вижу цель, иду к цели, так говорится? В сухом остатке «Не время умирать» представляет собой не плохое, но и не отличное жанровое кино, иногда откровенно заставляющее скучать и считать время до конца, а иногда, особенно к финалу, вызывающее чувство ностальгии. Вот она – точка в длинной истории, в конце которой Джеймс Бонд становится «героем трагедии собственного сочинения».