#Кино #Культура #Музыка

От BTS до «Паразитов»: как корейская культура захватывает мир?

В 2020-м «Оскар» за лучший фильм впервые в истории кинопремии получила картина на иностранном языке – Академия выбрала «Паразитов» южнокорейского режиссера Пон Джун Хо, обогнавших «1917», «Джокера» и «Маленьких женщин». Прошел год, и на сцену «Грэмми» – музыкального «Оскара» – вышла группа BTS с закрывающим шоу номером, которого, кажется, миллионы зрителей ждали даже больше, чем появления в Staples Center Билли Айлиш и Гарри Стайлса. Все это – «корейская волна» (да, у этого явления есть даже свое название), стремительно накрывающая мир. Как и почему? Рассказываем!


Если в кинематографе корейцы давно («Олдбой» и «Воспоминания об убийстве» 2003-го знакомы и европейской, и американской аудитории, а для корейских дорам на Netflix есть отдельный раздел), то музыкальную индустрию они начали массово покорять в 2012-м, когда вышел вирусный Gangnam Style. Через год появился любимый миллионами BTS, еще через год ребята выпустили дебютный альбом, а еще через четыре года – повысили доход своей агентской компании на 132 % и удвоили ее чистую прибыль, доведя ее до 44 000 000 долларов.

BTS – пожалуй, самые яркие представители K-pop, южнокорейского музыкального жанра, культура которого требует абсолютного идеала: чистого и ровного вокала, синхронной хореографии и внешности, соответствующей корейским стандартам красоты. Отсюда и название представителей K-pop: не «солисты», а «айдолы» (от английского idol – кумир, идеал, божество). Строго? Да. Не менее строго, чем в официальном сообществе поклонников BTS, называющем себя ARMY. Присоединиться к ним просто потому, что тебе понравились пару песен, нельзя – набор в ARMY ведется раз в год, а принимают в нее по экзамену, проходящему исключительно на корейском.

«Люди часто путают обычных фанатов BTS и тех, кто входит в ARMY. Но между ними большая разница, у официально зарегистрированных фанатов больше привилегий, они могут попасть в те места или на те концерты, на которые обычная публика не допускается», – рассказывает в интервью Asian Boss одна из участниц ARMY.

BTS входят в мировой список Forbes (в 2019-м они заработали 57 000 000 долларов, обогнав Ариану Гранде, The Weeknd и Леди Гага), записывают песни с Halsey, Ники Минаж, Juice WRLD, Steve Aoki и другими звездами, их Euphoria звучит в одноименном сериале HBO, самих участников сравнивают с молодыми Beatles и изучают их в Калифорнийском университете Беркли, в Instagram за группой следят 38 700 000 человек, а число просмотров их клипов в YouTube достигает 500 000 000. В чем успех? Скорее всего, в основе K-pop, подразумевающей идеальную картинку, на которую просто нравится смотреть. Эти ребята умеют делать шоу и представлять его, а контент в визуальном формате, как показывает практика последних лет, наиболее популярен.

К тому же K-pop – это не про один определенный жанр, а про их микс, да и тексты песен те же BTS часто пишут сами и посвящают их важным социальным проблемам, избегая тем про алкоголь, наркотики и секс и делая выбор в пользу душевных переживаний, понятных всем. Это, в принципе, хорошо характеризует и корейскую культуру в целом. «Она рассказывает об универсальных вещах. В «Паразитах», например, это разрыв между бедными и богатыми. Это то, с чем люди за пределами Кореи могут себя отождествить», – рассказывает профессор Британского Колумбийского университета Дон Бейкер в комментарии Hromadske.

На хороший текст накладываются экспериментальное звучание и игра с жанрами (в одной песне может быть и поп, и рэп, и кантри), затем – костюмы, танцы и команда, делающая мощное шоу, отработанное до мелочей.

При этом K-pop не возможен нигде, кроме Южной Кореи, одна из составляющих его феномена в свежести артистов, их эксклюзивности и непохожести на классическую американскую и европейскую культуру, которая во многом вторична.

Секрет «корейской волны», конечно, не только в BTS. Продвижению культуры в Корее способствует сама государственная система, поддерживающая внутреннюю индустрию: «В посольствах устраивают вечера корейского кино, куда приглашают специалистов, чтобы потом об этих фильмах говорили. Также они выделяют средства университетским преподавателям, которые исследуют корейскую поп-культуру», – рассказывает Дон Бейкер. Сделано это все не только в целях популяризации своих творческих деятелей за рубежом, но и для дополнительного дохода: в 2018-м, например, правительство Южной Кореи оценило доход от культурного экспорта в 4,4 миллиардов долларов минимум. Те же BTS в популяризации Кореи на мировом рынке играют, кстати, не последнюю роль – с ними сотрудничают LG Electronics, Coca-Cola, Puma, Hyundai Motor (после выхода рекламы новой модели с участниками группы очередь на нее выстроилась на полгода вперед).

Особенно внушительно такие цифры выглядят по сравнению с событиями 20/30-летней давности, когда, например, фильм «Парк Юрского периода» в 1993-м заработал в мировом прокате больше, чем Южная Корея на 1 500 000 проданных Hyundai. Затем был кризис 97/98 годов, а за ним и решение президента восстанавливать экономику за счет фильмов и сериалов и поддерживать национальную культуру, сделав ее элементом «мягкой силы». Получилось ли? Определенно.