Логотип Peopletalk

От «Форреста Гампа» и «Назад в будущее» до «Ведьм»: кто такой Роберт Земекис и как он отражает кризис современного кино?

Главное изображение статьи
Купить рекламу

Ты наверняка смотрел «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера» и «Форреста Гампа», а сегодня автору этих культовых картин – Роберту Ли Земекису – исполняется 69 лет. Он начинал со съемки семейных событий на восьмимиллиметровую любительскую кинокамеру Kodak, которую ему подарили в 13 лет, затем был тем человеком, которого не хотели принимать на отделение кинематографии Калифорнийского университета из-за плохих отметок, а позже стал одним из культовых режиссеров своего времени, получил «Оскар» и больше 70 номинаций на разные награды.

Правда, упорство (в Калифорнийский университет его в итоге все же взяли после обещания улучшить показатели) или удачное знакомство со Стивеном Спилбергом еще во время обучения не помогли будущей звезде Голливуда на ранних порах: его первые фильмы «Я хочу держать тебя за руку» и «Подержанные автомобили» были хоть и высоко оценены критиками, но в широком прокате потерпели крах. Так Роберт Земекис на пару со Спилбергом заработал себе репутацию человека, который «пишет потрясающие сценарии, не воплощающиеся в хорошие фильмы».

Одним из таких сценариев была история о подростке, переместившемся из современности в 1955-й на машине времени, – тогда черновик отклонили все крупные киностудии. Спасением для режиссера стала работа с Майклом Дугласом над его «Романом с камнем», который неожиданно для всех снискал любовь публики. Успех картины дал Земекису возможность вернуться к собственному сценарию и снять одну из самых популярных до сих пор историю в жанре научной фантастики – «Назад в будущее» с Майклом Джеем Фоксом и Кристофером Ллойдом в главных ролях.

«Назад в будущее»

Что было дальше, мы знаем по громким названиям – «Кто подставил кролика Роджера», «Смерть ей к лицу», «Форрест Гамп», «Контакт», «Что скрывает ложь», «Изгой», «Полярный экспресс», «Рождественская история», «Экипаж», «Прогулка», «Союзники» и неожиданные для него «Ведьмы», в профессиональных кругах вызвавшие слухи о творческом кризисе.

«Форрест Гамп»

Да, начиная с нулевых режиссер зрителей удивлять перестал – его мультипликационные эксперименты в виде «Полярного экспресса» и «Рождественской истории» приняли хорошо, но без оваций, затем было возвращение к классической драме в виде «Экипажа» и «Прогулки», а экранизация «Ведьм» (1983) стала довольно посредственным фильмом на один раз. Роберт Земекис – практически идеальный рассказчик, это понятно как минимум по продуманной до мелочей и деталей драматургии «Назад в будущее», но его эксперименты с жанрами сыграли с ним плохую шутку.

Фото: Chung Sung-Jun/Getty Images for Paramount Pictures

Последняя громкая и запоминающаяся работа режиссера была еще в 2000-м – в «Изгое» максимально проявилось умение Роберта Земекиса создавать экранное напряжение и ощущение драйва из ниоткуда. Поэтому драма всего с тремя действующими «лицами» – Томом Хэнксом, волейбольным мячом и необитаемым островом – получилась, на удивление, интересной. А затем он слишком увлекся технологиями, и если в «Назад в будущее» или «Кто подставил кролика Роджера» это смотрелось новаторски («Роджер» был для Голливуда вообще сенсацией с впервые объединенными в одно анимацией и реальными героями), то вдохнуть жизнь в персонажей в «Рождественской истории» или «Полярном экспрессе» ему не удалось – форма просто перестала соответствовать содержанию. Тот же Джеймс Кэмерон, например, поступил в этом плане очень грамотно и после того, как порвал мировые прокаты «Аватаром», изменившим суть кино в принципе и задавшим высокую планку для остальных блокбастеров, ушел в тень.

Роберта Земекиса, правда, списывать со счетов пока рано – в кризисе современной киноиндустрии виноват, очевидно, все же не он. Еще восемь лет назад Джордж Лукас и Стивен Спилберг на конференции говорили о кризисе блокбастерного кино – люди, которые эти блокбастеры создали, предупреждали об их крахе. Просто сейчас это фильм ради картинки – зрителю важны драки, погони, мощные спецэффекты, а сюжет служит разве что для объединения этих составляющих, так что рассказчикам здесь делать нечего и в больших студийных проектах даже шанса рискнуть им, как правило, не дают. Большой и качественный нарратив остается в независимом кино. То ли дело 80-е или 90-е, ставшие для режиссеров (в том числе и для Роберта Земекиса) максимальным сочетанием возможностей, способностей и того, что нужно было индустрии. Так «Форрест Гамп», например, получился практически полной панорамой американской истории через призму одного человека с хорошим эффектом, а вот «Ведьмы» – тем фильмом, в титрах которого точно не ожидаешь увидеть Directed by Robert Zemeckis.

«Ведьмы»
Купить рекламу

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.